Белый дом нашел крайнего в срыве соглашения с «Газпромом»
Руководство области открестилось от долгов за газ частников
Владимирская область провалила соглашение с «Газпромом» по выплате долгов за газ. Теплоснабжающие организации региона (ТСО) в 2016 году недоплатили по графику 230 млн рублей. Это уже признала компания «Газпром Межрегионгаз Владимир», однако в Белом доме продолжают отрицать невыполнение договора. Так, на вчерашней пресс-конференции директор департамента ЖКХ Глеб Серегин заявил, что регион не только не нарушил обязательства, но даже их «перевыполнил».
На 1 января 2017 года задолженность области перед «Газпромом» должна была снизиться до 1,066 млрд рублей, однако же она составила 1,294 млрд. Согласно справке «Межрегионгаза», выбились из графика семь муниципальных образований. В пяти из них долги не превышают 10 млн рублей, в Кольчугинском районе – 30 млн, а максимальная просрочка – у предприятий Александровского района, суммарно 249 млн (какие-то ТСО области заплатили по долгам больше необходимого, потому разница в расчетах и составляет 230, а не 290 млн).
Несмотря на это, Глеб Серегин заявил: «В прошлом году график даже немножко перевыполнили». По мнению чиновника, региональные власти отвечают перед «Газпромом» только за МУПы и иные принадлежащие государству предприятия, а вот частные структуры – так называемые концессионеры – сами по себе. И хотя руководство области и делает на них ставку, но спрашивать с них по долгам за газ Белый дом не собирается (что бы ни говорила губернатор).
.
Яркий пример – ОАО «Александровские коммунальные системы». Компания находится на грани банкротства. По иску «Межрегионгаза» на предприятии ввели наблюдение. Только на сентябрь прошлого года долг перед «дочкой» «Газпрома» составлял 139 млн рублей. Фактически именно из-за «АКС» область и выбилась из графика. Вроде бы Белый дом должен как-то повлиять на ситуацию, ведь под угрозой оказалась программа газификации, но позиция директора департамента ЖКХ такова: это «спор двух хозяйствующих субъектов».
«Эта ситуация вне наших полномочий. Есть закон о банкротстве. Есть отношения двух хозяйствующих субъектов. Есть «Межрегионгаз». Простят они этот долг, не простят – я думаю, этот вопрос надо задать туда. И по большому счету эти долги были в том числе благодаря тому, что в свое время так были выстроены отношения «Газпрома» и этой организации. То, что они объявлены банкротами, – с точки зрения ситуации, области, программы газификации – может, даже хорошо, потому что они сейчас не будут увеличивать долги», – считает чиновник.
Задолженность александровских предприятий при этом не должна сказаться на программе газификации, надеются в Белом доме. «Газпром» подтвердил планы до 2022 года. Только в 2017‑м голубое топливо придет в 7500 домов и квартир в 18 населенных пунктах. Для этого проложат 200 км газопровода.
«Работа у нас идет, и сбоев и опасений, что что-то не будет выполнено, нет. Нормально работа продолжается, несмотря на все эти истории, и в первую очередь благодаря тому, что график в целом выполнен и даже перевыполнен», – подвел итог Серегин.
Схожей позиции придерживается и первый замгубернатора по ЖКХ Лидия Смолина. Комментируя ПроВладимиру ситуацию, она заявила, что регион «Газпрому» ничего не должен и отвечать за частные структуры не может. В срыве графика Смолина также обвинила «АКС» и бывшего главу компании Александра Гудыму, осужденного на два года колонии. Вот что сказала вице-губернатор:
«Область впервые с 2010 года уменьшила задолженность в целом по долгам за газ. Она уменьшилась на 147 млн. Уровень оплаты ТСО – 110% за 2016 год. Вместе с тем есть предприятия, в частности «АКС», которые платили всего 40% от потребленного газа и с которыми не работал «Межрегионгаз Владимир» как поставщик газа. Он поставляет газ, и два юридических, два хозяйствующих субъекта, тем более это две частные компании, без участия государства, – они обязаны между собой были все эти вопросы разрулить. Поэтому какие-то претензии к области здесь по крайней мере неуместны.
Основная цифра, которую контролирует «Газпром» – это уровень оплаты за потребленные ресурсы. График – это уже второй вопрос. График у нас есть, который мы должны выполнять, мы взяли на себя обязательства, но мы не можем рассчитаться за частника, которому дали два года поселения. Фамилия у него Гудыма. Гудыма виноват, ОАО «АКС», которые не рассчитались с поставщиком за потребленный ресурс. А поставщик газа должен был еще в 2013 году подать на банкротство предприятия, которое с ним не рассчитывается. Мы-то не должны «Газпрому» ничего. У субъекта нет даже обязательств никаких. Но учитывая, что мы рассчитались за газ по ТСО в размере 110%, никаких вопросов по газификации области не возникает»
Напомним, что соглашение о реструктуризации долга за газ губернатор Светлана Орлова подписала с руководством «Газпрома» весной прошлого года, а Законодательное Собрание возвело договор в статус закона. Таким образом неисполнение обязательств, по сути, является нарушением этого закона. При этом в документе не было разделения ТСО на частные и муниципальные, а говорилось об общем объеме долга.