Родители проиграли чиновникам битву за школы
Объединение учебных заведений в Киржаче вылилось в скандал
В феврале жители Киржача разделились на два лагеря из-за реорганизации школ. Об объединении двух образовательных учреждений родители учащихся впервые услышали на собрании 17 ноября 2015 года. Новость о грядущих переменах в школах №6 и №7 общественность восприняла, мягко говоря, безрадостно.
«Это годами создано, как государство, понимаете. Во-первых, между школами всегда было соперничество. Вы даже не представляете, какая война сейчас идет между детьми в соцсетях. Даже волосы дыбом встают от того, что они там пишут. Потом, у меня у самой ребенок в 4‑м классе учится, и в 5‑м класс ему придется идти в другую школу. Даже около дома за детьми нужен глаз да глаз, а на пути в 7‑ю школу несколько проезжих частей», – поделилась переживаниями мама ученика школы №6 Надежда Гришина.
На общем родительском собрании представители районной администрации попытались убедить родителей, что вопрос по поводу дороги – не проблема: детей будет перевозить автобус. Вот только каким образом одно транспортное средство доставит в разные школы больше 1000 учеников за утро, по-прежнему непонятно.
О том, как восприняли «благие намерения» реформаторов учителя, версии разнятся. В ноябре директор школы №7 предупредила главу администрации, что после объединения учреждений педагогический коллектив, скорее всего, просто разбежится. Но сегодня эта картина выглядит иначе, заявила заместитель главы районной администрации Жанна Резниченко:
«Это неправда. Еще ни один учитель не написал заявления об уходе. У нас есть места, и все будут работать на своих местах. Работа с ними [с педагогами] проводилась, и мы с ними встречались, разговаривали, и в 6‑ю школу я ходила – все везде нормально. То есть все проходит абсолютно спокойно».
Чтобы развеять сомнения и понять, как на самом деле складывается ситуация в этом вопросе, мы обратились непосредственно к учителям объединяемых школ микрорайона Красный Октябрь:
«Конечно, мы все против. Наше спокойствие в чем выражается? Мы просто ничего не можем сделать. Что мы можем? Кричать? Драться? Мы собирали собрание, собирали педсовет, к нам приезжала начальник городского управления образования Ольга Кузицына, и мы задавали ей вопросы. Но что все это меняет? Да, действительно, у нас поговаривают, что будут искать новую работу. Другим просто деваться некуда, останутся», – объяснила преподаватель начальных классов школы №7 Елена Сергеевна.
Здание школы №6 довольно старое и местами требует серьезного ремонта. В 7‑й школе, напротив, современная площадка для спорта, пластиковые окна, а главное – здесь есть все для комфортного обучения младшеклассников. Специальные удобные парты, отдельные раздевалки для малышей – «все, что нажито непосильным трудом» придется разрушить, чтобы уступить территорию ученикам среднего и старшего звена, рассказала председатель родительского комитета школы №7 Валерия Данилушкина.В новом едином образовательном учреждении ученикам начальных классов придется заново создавать комфортные условия в обветшалом здании школы №6. В то же время ее учащиеся также не хотят расставаться с родными стенами. Пусть школа старая, но это «второй дом».
Территориальные перестановки не могут обойтись без перемен, считают родители. Однако у районной администрации своя правда.
«Это никак не повлияет на программу. Они также и будут учиться. Вы думаете, что мы сейчас соединим один класс с другим, и у нас будет класс в 70 человек, и вот они будут учиться по той программе, которую выберет новый директор. Это неправда. Каждый будет учиться по той программе, которую выбрал себе. Классы же мы не совмещаем», – объяснила Жанна Резниченко.
Так или иначе, а решение принято – реорганизация. Вот только еще в ноябре жителей города уверяли, что объединение учебных учреждений обсуждается лишь на стадии идеи, отметил представитель Совета народных депутатов Илья Данилушкин:
«29 ноября сделали запрос, и Горин [глава районной администрации] ответил, что нет никаких документов, и все находится лишь в стадии проработки. А по факту заключение о реорганизации уже неделю висело на сайте, с 23-го числа. Получается, Горин заведомо ложную информацию предоставлял депутатам администрации о том, что документов нет. Просто они все для себя уже решили, и мнение кого-то ещё их не волнует.
Кроме того, в этом заключении они нарушили закон. Документ подписали только четыре человека, а по регламенту их должно быть не менее пяти. Если есть заключение, значит должна быть пояснительная записка, комиссия и другие документы, которые объясняют, почему нужна эта реорганизация. Мы как раз собирались ехать в департамент образования и, конечно, попросили предоставить нам все эти бумаги. Они неделю тянули, и мы прекрасно понимали, что у них этого нет».
Запрашиваемый пакет документов народным депутатам Киржачского района все-таки предоставили. Правда, заключение о реорганизации датировалось на этот раз 6‑м декабря. И всё бы выглядело довольно гладко, если бы пояснительная записка была подписана не на следующий день после проведения общего родительского собрания.
Объединяя две школы в одну, региональная власть пытается решить проблему со второй сменой, объяснила Жанна Резниченко. Эта же цель фигурирует и в документах. Однако методы решения поставленной задачи непонятны.
«Что тут может быть хорошего? Это две самостоятельные школы, два совершенно разных, уже сложившихся коллектива. Мы дорожим и бережем каждого нашего преподавателя, а объединение повлечет за собой переход людей из одной школы в другую. Как они это будут делать? Как они будут работать одновременно в двух зданиях? Конечно, сейчас практикуют и различные дистанционные методы обучения, но к чему создавать эти сложности, если можно обойтись без них», – поделилась своим мнением глава города Надежда Скороспелова.
Без радикальных мер можно решить и вопрос со второй сменой, считает Валерия Данилушкина. Для этого достаточно установить жесткие рамки по количеству человек, которые школа №6 может принять на своей территории. На данный момент в образовательном учреждении вместимостью 600 человек гранит науки грызут 720 учеников. Напрашивается вопрос, зачем школа берет на себя непосильную ношу, если это создает лишние проблемы?На общем родительском собрании чиновники озвучили еще одну цель реорганизации – дополнительное финансирование со стороны государства. Однако в департаменте образования мечты районной администрации на этот счет развеяли в одно мгновение:
«Мы к Беляевой [директору департамента образования] ездили, она сказала, никто ничего не даст. Подушевое финансирование еще никто не отменял. На этом сейчас базируются все школы. Какое есть количество детей, столько и заплатят. Если учатся в одной школе 400 человек, ей заплатят за 400, 700 – значит, за 700. Будет в совокупности 1100, платить будут, исходя из этого количества. Дополнительно финансировать никто ничего не будет. От перемены слагаемых сумма не меняется», – рассказала председатель родительского комитета школы №7.
Несмотря на жалобы и недовольство со стороны родителей, учеников и педагогического состава, 9 февраля 2017 года глава администрации Киржачского района Михаил Горин подписал постановление о реорганизации школ. Через неделю директора школы №7 уволили, хотя в середине учебного года такие меры чреваты последствиями.
Надежды на мир и спокойствие у жителей города почти не осталось. Проиграв битву с районными чиновниками, горожане обратились к губернатору Владимирской области. В открытом письме к Светлане Орловой жители микрорайона Красный Октябрь взывают о помощи и просят не ломать привычную систему образования.
Битва проиграна, но война еще не закончена.