Эффективность управления во Владимирской области хуже, чем в Чечне
Правительство невысоко оценило работу команды Орловой
На днях руководство Владимирской области в очередной раз хвалилось своими успехами. Губернатор Светлана Орлова рассказала молодежи о достижениях ЕЁ команды, а замгубернатора Роман Русанов на брифинге заявил, что «регион занимает лидирующие места практически во всех рейтингах, по всем показателям». Однако эти слова оказались далеки от истины. Наша область действительно занимает высокие места в некоторых рейтингах, но гордиться тут не чем. Скажем, по данным Объединенного кредитного бюро, 33‑й регион – лидер в ЦФО по просрочке платежей по кредитам. Практически каждый пятый заемщик из числа владимирцев задолжал банку энную сумму денег. А вот успехов команды Орловой на деле оказывается не так уж и много.
В мае правительство РФ подвело итоги работы губернаторов за прошедшие 12 месяцев. Сегодня на официальном сайте кабмина появились данные отчета «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации по итогам 2015 года». Рейтинг регионов составляется с 2013-го, но ни разу Владимирскую область не включали в ТОП-20 по качеству управления. Более того, в 2014 году наш регион правительство внесло в «черный список» субъектов РФ с наихудшими результатами экономического развития. Ответственность за это, конечно, лежит не только на нынешнем, но и на предыдущем руководстве области.
По итогам работы в 2015 году Владимирская область вновь не вошла в число лидеров по эффективности деятельности губернатора и ее подчиненных. Первое место в рейтинге заняла Воронежская область. Как отмечается в пресс-релизе кабмина, этот регион достиг «высокого уровня социально-экономического развития, темпов развития экономики, характеризуется ростом частных инвестиций в основной капитал, снижением уровня безработицы, высоким уровнем развития малого предпринимательства, высокими значениями и положительной динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения».
Второе место по эффективности управления заняла Чеченская республика, выгодно отличающаяся от других регионов продолжительностью жизни и демографическим ростом, повышением реальных доходов населения и развитием малого предпринимательства. «Бронза» досталась республике Татарстан, которая отличилась объемами налоговых и неналоговых доходов, низким уровнем безработицы и «высокой оценкой населением деятельности органов исполнительной власти».
В ТОП-20 также вошли Липецкая область, Санкт-Петербург, Сахалинская, Тюменская, Тамбовская области, Hенецкий автономный округ, Московская область, Ингушетия, Мордовия, Чукотский автономный округ, Тульская и Курская области, Республика Саха (Якутия), Ростовская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Белгородская область.
Как отмечается в отчете, «в целом по итогам 2015 года позиции 38 субъектов Федерации улучшились, 41 – ухудшились, 4 – не изменились». Однако никаких таблиц на сайте правительства, к сожалению, не выставлено, так что владимирцам остается только надеяться, что динамика развития нашей области все-таки положительная.
Кстати, если говорить о регионах-соседях, то эффективность управления в них выше. В этом году в списке лидеров оказалась Московская область, а вот по результатам работы в 2014 году правительство отметило успехи в социально-экономическом развитии в том числе Рязанской и Ярославской областей. В качестве бонуса они получили из федерального бюджета 160 и 225 млн рублей соответственно. А в 2013 году в лучшую двадцатку попала и Нижегородская область. Разве что наши соседи из Иваново ничем не выделились.
Что касается показателей развития Владимирской области уже в этом году, то и здесь хвалиться обладминистрации нечем. В докладе Минэкономразвития «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации по итогам I квартала 2016 года» регион-33 упоминается четырежды:
– в первый раз – в числе субъектов РФ, в которых промышленное производство в январе-марте сократилось наибольшим образом. Владимирская область оказалась в лидерах падения по стране: у нас производство упало на 21,4%;
– второй раз 33‑й регион упомянули в связи со спадом обрабатывающего производства. По этому показателю мы на третьем месте по России – минус 24,6%;
– третьим провалом команды Орловой стала естественная убыль населения. Только за первые два месяца 2016 года количество жителей области сократилось на 1500 человек – это 10‑й показатель по стране;
– единственным достижением Белого дома стал тот факт, что реальные доходы владимирцев в начале 2016 года не снизились.
Ложкой меда в этой бочке дегтя являются показатели развития инвестиционной среды. По итогам 2014 года Владимирскую область аналитики Минэкономразвития отнесли к субъектам РФ со средним социально-экономическим развитием. По инвестициям мы занимаем 33‑е место по стране, а вот по количеству проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства, – второе после Татарстана. Если в Казани в 2014 году было начато 50 таких проектов, то у нас – 39.
Однако по другим показателям команда Орловой, очевидно, работает хуже многих своих коллег из других регионов страны, потому в лучшую двадцатку Владимирская область до сих пор не попала.