Жители Рукава об инвесторах битумного завода: «Мы против разговора с этими людьми»
Деревня вышла на сход против открытия вредного производства
Жители деревни Рукав, рядом с которыми строится вредное производство, перечислили нарушения закона со стороны инвесторов битумного завода и возмутились равнодушию чиновников. Активисты готовы вывести экологическую проблему на федеральный уровень и настаивают на повторном проведении публичных слушаний, на которых им наконец дадут слово.
Деревня Рукав примыкает к микрорайону Энергетик вблизи Владимира. Здесь одна большая улица и около пятисот домов, переходящих в садоводческое товарищество. Есть кирпичные строения, коттеджи с гаражами и совсем небедные дома. Рядом находится птицефабрика «Центральная», а за деревней строится дата-центр Яндекса.
Традиционный аргумент властей о приходе нового инвестора, который создаст рабочие места (в данном случае 120), никого здесь не повеселил. Потенциальная опасность производства, напротив, заставила жителей бороться за свои экологические права. Активисты уверены, что победить можно: главное − заставить чиновников и надзорные органы увидеть очевидное нарушение закона. Вроде как 2017‑й объявлен Годом экологии, должно помочь. Битумный завод люди сравнивают с владимирским зданием-утюгом, которое возвели, нарушив закон, а теперь должны снести.
О строительстве битумного завода на территории бывших продовольственных складов Минобороны жители Рукава узнали в феврале прошлого года. Многие не поверили, что рядом с садами и озером появится нефтепромышленное производство. Тем более земля находилась в пятой категории использования, так что здесь нельзя было размещать ничего, что может вредить экологии. Однако вскоре горсовет перевел землю в первую категорию опасности, а на территории бывших складов появились строители, которые соорудили новую крышу для административного здания.
Позже жители узнали о публичных слушаниях, точнее о том, что они прошли и что присутствовавшее на них «население» в общем и целом на строительство завода согласилось. Местные начали писать жалобы в надзорные органы и администрации, а руководство завода − убеждать в полной безопасности битумного производства. Тем не менее, несмотря на запрет строительства, на территории будущего предприятия выросли две цистерны для хранения материалов. Региональный Госстройнадзор изменений в ландшафте упорно не видел месяцами. Прозрение наступило только после смены руководства этой структуры.
13 января инвесторы завода организовали круглый стол с участием чиновников и трех активистов из местных жителей. На мероприятие пригласили отдельные СМИ, кто-то из журналистов узнал в последний момент. В этот же день вышли сюжеты о том, что «жители договорились решить «битумный» вопрос диалогом» и что руководство «ответило на все волнующие вопросы».
В воскресенье 90 жителей Рукава и Энергетика вышли на улицу с плакатами. По их версии, решение «битумного» вопроса далеко от завершающей стадии, руководству не удастся уговорить людей согласиться с опасным производством по соседству. На круглом столе прозвучало много вранья, а руководство уж точно не ответило «на все волнующие вопросы», сошлись во мнении граждане.
«Мы видим, что здесь нарушены наши права и законы Российской Федерации. Заведомо зная, что здесь населенный пункт и сады, что здесь нельзя было строить битумный завод, они перевели землю в первый-второй класс опасности. И начались уговоры, но какие могут быть уговоры, когда вот этот кисель первого и второго класса опасности потечет ко мне в огород на картофель? Когда дым этот и чад будет на наших вишнях, расстояния-то какие? Озеро, на нем рыбаки сейчас.. Тут нарушение закона, а мы его защищаем. Закон на нашей стороне», − рассказали местные жители на встрече.
О том, что происходило на круглом столе односельчанам поведала активистка Наталья Прокофьева:
«По поводу класса опасности, мы задали вопрос, попытались получить ответ, почему же завод был отнесен к третьему классу опасности, хотя в его состав входят резервуары − объекты второго класса опасности. Ответ был, что это нюансы санитарного законодательства. Эксперт центра гигиены считает, что это третий класс опасности. Думаю, информацию нужно запрашивать официально. Не то, как кто-то тянет законодательство в свою сторону, а то, как на самом деле. От класса зависит расстояние, которое должно быть соблюдено до жилой зоны. Третий класс предполагает зону до ближайших домов в 300 метров, тут же до ближайшего дома 140 метров».
«Бывают прецеденты, когда ошибки не видят очень долго. Вот, например, «утюг» у нас строили, а теперь начинают пытаться его сносить. А что, нельзя было раньше думать? Здесь пытаются получить такую же ситуацию? Мы не будем видеть, пока это будет строиться, а потом решим это все сносить или придумывать какие-то варианты. Закон должен быть с самого начала. Было предложение депутата Кушпиты к руководству завода, чтобы они перевели землю в третий класс санитарной опасности. Это значит, что они не смогут привести землю в более высокий класс опасности. Но хоть третий класс, хоть 300 метров − но мы ближе. Разница-то какая? Они все равно не подходят. И нужно учитывать мнение жителей.
Земельный участок, когда он был выставлен на торги, был предназначен для размещения объектов пятого класса санитарной опасности. Это означает, что это экологически безопасный объект, который не оказывает влияния на окружающую среду. Это склады, например. Когда делался генплан Владимира, это решение было основано на близости населенного пункта, на том, что это болотистое место, здесь близко вода, нельзя размещать вредное производство».
Речь Натальи Прокофьевой продолжил муж Андрей, председатель местного СНТ. Он рассказал о том равнодушии местных властей, с которым столкнулись жители:
«Что же делает власть Владимира и Собинского района? Они не слушают людей, думают о личной выгоде и о том, как бы выслужиться перед начальством. Почему никто из чиновников не встал на сторону жителей? Приезжал Разов, почему он постоянно отстаивает интересы инвесторов, которых он в глаза первый раз видит? Вот эта ситуация непонятна. Прокуратура Владимира не видит беспредела администрации города Владимира, которая перевела землю в первый класс санитарной опасности, и пишет нам, что нарушений нет.
Все юристы, с которыми мы общались, говорят, что процедура перевода земли в класс П‑1 была незаконна. В прокуратуре, видимо, какие-то необычные юристы работают. В мэрию мы отправляли обращение с 600 подписями. Мэр Деева даже не довела до депутатов этот вопрос, и он не был рассмотрен на Совете. Она просто переслала запрос в администрацию города и все, как будто эти 600 подписей ничего не значат для нее. Депутаты − это представительский орган власти, который должен учитывать, прежде всего, интересы своих избирателей, а не чиновников. В марте 2016 года лишили конституционного права людей на благоприятную экологическую среду и думают, что у них все хорошо.
Стройнадзор и прокуратура шесть месяцев не видела, что здесь полным ходом идет стройка и уже две бочки эти построили. Как только там поувольняли Хвостова и Девятова, новый начальник вдруг все увидел, и сейчас они судятся».
Действительно, в конце октября после выездной проверки Госстройнадзора ведомство обратилось в суд с документами о незаконном ведении строительства без разрешения. На заседании суда 30 ноября представитель завода Дарьа Зайцева не пришла, прислав сообщение о невозможности присутствовать. Издание Зебра-ТВ сообщило об интересном совпадении. Полная тезка Дарьи Зайцевой до недавнего времени занимала должность ведущего специалиста юридического отдела управления муниципальным имуществом администрации города Владимира.
Андрей Прокофьев заявил, что доверия к новым инвесторам нет. Если они обманывают и нарушают закон на этапе проектирования завода, то никаких гарантий, что они не будут нарушать экологические нормы, нет.
«Мы против не только строительства этого завода и перевода земли в промышленную зону, мы вообще против разговора с этими людьми, потому что они нас постоянно обманывают. Проводят пресс-конференцию, где сплошная ложь, проводят круглые столы, где сплошная ложь. На пресс-конференции обещали, что без разрешения на строительство они ни одного котлована не выроют. Вот стоят две бочки, тут все строят. Хорошее обещание. Всем понятно, что они пользуются административным ресурсом, а значит делают все в обход закона. Незаконное строительство, постоянное вранье. Инвесторы − здесь временщики. Построят, испортят экологию, рассуют деньги по карманам и уедут».
Поддержала жителей в их протестных настроениях депутат Законодательного Собрания Владимирской области от КПРФ Лариса Емельянова. Она призвала бороться за свои права и выносить проблему на федеральный уровень.
«Есть закон, по нему изготовление битума − это второй класс опасности. Это закон, это факт, и это никуда не деть. Вы спрашиваете, почему завод решили построить именно здесь? Все очень просто, рядом трасса М‑7, рядом железная дорога, вот вам и ответ, почему не в глубине, в промзоне, где нужно много строить и проводить коммуникации, которые стоят денег. А здесь все рядом, здесь ничего не надо делать, это причина, а то, что здесь сейчас происходит, − это следствие.
«Биотум», его директор, в ЕГРП есть регистрация, у него там двадцать пунктов, все они связаны с химической промышленностью: смолы, пластмассы, лаки, краски, это все химия. В ваших садовых участках будет химия, будет запах. Вот вы своим собранием инсценируете общественные слушания, тем более в Год экологии, и во-вторых, нужно выходить на федеральный уровень, другого выхода нет. Администрация говорила в июне, что никакого битумного завода нет и не будет, потом говорилось, что шумиха вокруг завода − пиар перед выборами в Госдуму, но они прошли, а завод до сих пор строится. Выход только один, все зависит от вашей активности. Все нужно делать по закону».