Орлова попросила правительство расчистить владимирский энергорынок под «Русгидро»?
Реализовать планы губернатора, как всегда, мешает Филиппов
Ситуация на энергетическом рынке области никак не хочет стабилизироваться. Буквально на прошлой неделе жителей региона успокоило заявление бизнесмена Александра Филиппова, что он продает часть акций «Владимирэнергосбыта» компании Михаила Прохорова и намерен совместно реализовать крупный проект. Вот она – модернизация, инвестиции и ограничение роста тарифов! Но у Белого дома на бизнес Филиппова совсем иные планы. Губернатор Светлана Орлова продолжает работу по переделу областного энергорынка и на этот раз подключает тяжелую артиллерию – правительство России.
4 декабря глава региона направила в адрес премьер-министра Дмитрия Медведева официальное письмо под номером №01/02 – 01-1263, в котором изложила свое видение ситуации на энергетическом рынке области. Копию депеши некие «доброжелатели» передали Александру Филиппову, а тот выложил ее в своем блоге, сопроводив комментарием.
В послании Светлана Орлова просит председателя правительства вмешаться в ситуацию, сложившуюся в 33‑м регионе. По сведениям губернатора, финансовая стабильность гарантирующего поставщика – ПАО «Владимирэнергосбыт» – находится под угрозой. Якобы свои обязательства компания на 60% исполняет за счет привлеченных кредитов, что может стать причиной ее банкротства.
– В настоящее время показатели финансовой устойчивости ПАО «Владимирэнергосбыт» в 2,5 раза ниже рекомендуемого значения. С начала года закредитованность компании возросла в 1,3 раза. По сути, при снижении лимитов кредитования банкротство основного гарантирующего поставщика области неизбежно. Все это создает потенциальный риск для финансовой системы рынка электроэнергии Владимирской области, под угрозой находится энергобезопасность всего региона, – пишет Орлова.
Свою жалобу губернатор сопроводила обстоятельным докладом о «грехах клана Филипповых» – «громких уголовных делах, подозрениях в махинациях и обвинениях в завышении тарифов». Хотя об этом Дмитрий Медведев мог услышать в программе Андрея Караулова на «Пятом канале», которая вышла в эфир за несколько дней до написания письма Орловой.
Выражая свою обеспокоенность судьбами предприятий и жителей региона, которых обслуживает «Владимирэнергосбыт», а также озаботясь экономической привлекательностью области, Светлана Юрьевна предлагает Дмитрию Медведеву «своевременно вмешаться в деятельность ГП ПАО «Владимирэнергосбыт» и лишить его статуса гарантирующего поставщика.
– Обращаюсь к Вам, уважаемый Дмитрий Анатольевич, поскольку считаю, что только вмешательство на Вашем уровне может решить вопрос по лишению статуса гарантирующего поставщика ПАО «Владимирэнергосбыт» для привлечения в дальнейшем на рынок региона энергосбытовой компании с государственным участием и позволит стабилизировать экономическую ситуацию на рынке энергоснабжения всего Владимирского региона, – просит премьера Светлана Орлова.
Очевидно, что «компания с государственным участием», которая должна завладеть владимирским энергорынком, – это «Русгидро» (доля государства – 66,8%). Ее появлению в нашей области население обязано как раз Орловой. Однако в июле 2014 года, когда было подписано соглашение между губернатором и правлением «Русгидро», Орлова обещала, что никакого лоббирования интересов компании не будет. Получается, глава региона лукавила?
Опального бизнесмена Александра Филиппова такое участие губернатора в судьбе «Владимирэнергосбыта», разумеется, не обрадовало, более того – «повергло в шок». Еще бы: глава региона просит премьера «расправиться с неугодным предпринимателем» и уничтожить его компанию. Филиппов предполагает, что депеша Орловой стала ответом на письмо, которое еще летом направила компания «Владимирэнергосбыт» в адрес председателя правительства. В нем была дана характеристика сложившейся в области ситуации.
– В числе прочего, в документе было озвучено, что «общий объем задолженности Владимирской области по платежам на розничных рынках электроэнергии на август 2015 года составляет 2,65 млрд рублей. Рост задолженности за два года составил 147%». При этом такая ситуация во многом сложилась из-за бездействия региональных властей, а в ряде случаев даже при их деятельном участии, – поясняет Филиппов.
Тем не менее, сообщение бизнесмена к улучшению платежеспособности граждан и предприятий не привело. Долги перед компанией не уменьшились, и все же на финансовую стабильность «Владимирэнергосбыта», по словам Филиппова, это никак не влияет.
– ПАО «Владимирэнергосбыт» не имеет никаких задолженностей на оптовом рынке электроэнергии и по всем параметрам своей деятельности полностью соответствует требованиям НП «Совет рынка», – заверил бизнесмен.
С учетом этого факта, нет никаких юридических оснований для лишения «Владимирэнергосбыта» статуса гарантирующего поставщика. Стало быть, делает вывод Филиппов, глава региона просит Медведева нарушить действующее законодательство и «уничтожить своими возможными действиями эту компанию».
– До какой степени циничности или вседозволенности должен дойти региональный чиновник, чтобы предложить премьер-министру страны принять участие в противозаконной схеме по уничтожению отдельно взятого бизнеса? – в конце своей записи задается вопросом Филиппов.
Ответ на него предприниматель считает очевидным.
Конечно, у каждого действия есть две стороны медали, и возможны разные оценки каких-либо поступков. Однако политика областной администрации самостоятельно регулировать и контролировать все процессы, происходящие в 33‑м регионе, стала притчей во языцех. Светлана Орлова с самого начала своего руководства дала понять, что сама решает, кому быть мэром, а кого можно снять. Белый дом активно вмешивается в экономические вопросы и комментирует работу следственных органов, причем зачастую неоправданно. Поэтому письмо главы региона с просьбой о переделе энергорынка – по тому же принципу, что под газомоторы переделали владимирский рынок пассажироперевозок – нисколько не удивляет.
Единственное, что огорчает, – по сути, Светлана Орлова признается Медведеву, что не управляет ситуацией в регионе, не готова или не хочет решать проблемы, а надеется на вмешательство «высших сил». Позиция ли это сильного руководителя? Вопрос риторический.