Роман Евстифеев: арест Мазанько для Орловой не фатален, но цепочка уже выстраивается
Преследование «ближайших сподвижников» сказалось на рейтинге губернатора
В «Национальном рейтинге губернаторов», который составляет Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», Светлана Орлова за два месяца потеряла восемь позиций. Если по итогам марта-апреля она занимала 21‑ю строчку и входила в лидирующую группу глав регионов, то по прошествии мая-июня владимирский губернатор – уже на 29‑м месте и «опустилась классом ниже, перейдя в среднюю группу» рейтинга. Такие данные приводит информационное агентство «Regnum».
Причиной перемен политологи назвали арест вице-губернатора Елены Мазанько, которую именуют «ближайшей помощницей губернатора». Мазанько подозревают в получении взяток от кемеровских бизнесменов. При этом заявления Орловой по этому поводу удивили аналитиков не меньше самого факта задержания ее зама.
«Реакция Светланы Орловой была привычно эмоциональной. Она весьма образно высказалась о действиях врагов, которые «её только дустом не травили и танками по ней не ходили», «собираются на квартире у Малышкина (глава облсуда) и обсуждают, как меня снять с работы» и т.д. Впрочем, одна из причин упомянутой травли, была названа конкретно: принятый недавно закон, передающий распределение земель на областной уровень», – говорится в пояснении к рейтингу.
Вообще домашний арест Елены Мазанько не сказался бы так серьезно, если бы это была первая потеря в губернаторской команде, тем более что «эксперты «Национального рейтинга», как правило, оценивали работу Светланы Юрьевны достаточно лояльно». Но поскольку ранее по подозрению в коррупции арестовали другого «ближайшего сподвижника» Орловой – Дмитрия Хвостова (следствие раскрыло целую схему взяточничества, в которой оказалась замешана даже личная помощница губернатора), произошел «выстрел дуплетом».
«Парный случай на этот раз явно не настроил экспертов оптимистически. Кроме того, если обвинения против сподвижников Светланы Орловой обоснованы, она объективно несёт за это ответственность; если нет, то налицо острейший конфликт элит и различных ветвей власти во Владимирской области, что тоже не укрепляет положения губернатора. В конце концов, что это за руководитель региона, которого постоянно «травят дустом»?» – задались вопросом политологи.
Не сыграли на пользу Орловой и ее очередные громкие заявления о создании туристического маршрута «по путинским местам», а также скатывание регион-33 в инвестиционном рейтинге АСИ (хотя область и сохранила в нем достаточно высокие позиции).
Профессор владимирского филиала РАНХиГС Роман Евстифеев, также оставивший свой комментарий к результатам рейтинга, считает, что чего-то фатального в аресте двух вице-губернаторов нет, но «цепочка уже выстраивается». Пока что делать какие-либо выводы, до решения суда, преждевременно. Орлова справится с испытаниями, поскольку все от нее зависящее в регионе она делает, считает политолог.
Другой вопрос, что ее «титанические усилия» все равно не могут изменить сложившуюся в стране в целом ситуацию. Да и «команда противодействия» Орловой, если таковая имеется, вряд ли будет бездействовать. Так что развитие событий обещает быть интересным. Приводим комментарий Романа Евстифеева полностью:
«Деятельность главы любого региона многообразна и многовекторна. Так и во Владимирской области нельзя однозначно оценить работу губернатора Светланы Орловой. Продвижение вперёд, безусловно, есть. А в чём-то возникают сложности и проблемы. В целом, на мой взгляд, с точки зрения так называемого «идеального негатива», каких-то провалов нет, как и проявлений острых кризисов, несмотря на последние события, связанные с задержанием по уголовному делу второго заместителя губернатора.
Конечно, губернатор должен отвечать за своих заместителей. Это одна команда. Правда особенность данной ситуации в том, что ещё идёт следствие, и, естественно, до решения суда делать какие-то выводы, утверждения и прогнозы было бы преждевременно. Мы слабо представляем себе, что происходит внутри политических элит и какие течения доминируют. Слухи ходят разные. Но их достоверность сомнительна.
Когда первого вице-губернатора Хвостова заключили под стражу, я считал, что рейтинг губернатора с этим событием справится. Это в принципе – жизненное событие. Всё бывает в нашей жизни. И так бывает, что подчинённые нас подводят. И теперь, когда произошло заключение под домашний арест второго заместителя главы региона, мне не кажется это фатальным. Но цепочка уже выстраивается. И если это происходит усилиями каких-то заинтересованных в давлении на губернатора лиц, то они будут способствовать и появлению следующего звена. И тогда уже динамика будет явно не в пользу руководителя региона.
Тем не менее, на мой взгляд, говорить сегодня о кризисе в команде и в области нет оснований. Владимирская область демонстрирует хорошие позиции по продвижению своих продуктов и возможностей на всероссийском уровне. Но вот содержательно мы пока не определились – чем же отличаемся от других регионов и чем же мы лучше их. Такая работа, конечно, ведётся. Есть попытки выделиться, создав лучший туристический продукт, попытки предложений для получения иностранных инвестиций, но пока всё это развивается довольно точечно.
Прилагаются титанические усилия, но с места эту глыбу сдвинуть очень трудно. Это не упрёк руководству Владимирской области, так как ситуация по всей России примерно одинакова. Без административной и финансовой поддержки федеральных структур сегодня продвижение немыслимо. У Светланы Орловой, кстати, такая поддержка есть и лоббистские возможности намного шире, чем у предыдущих местных руководителей. В сфере дорожного строительства, жилищно-коммунального развития, включения в разного рода программы, в том числе по моногородам, – всё, что можно сделать в этом направлении, первое лицо региона делает. Но, повторюсь, экономическая ситуация в стране не позволяет получить отдачу сообразно затраченной энергии: сил и энергии тратится много, но результат не всегда получается быстрым и впечатляющим».