Большую Московскую сузить до двух полос и побольше пешеходок. Что еще урбанисты придумали по заказу мэрии?
Специалисты выявили слабые места города и попытались их исправить
Специалисты консалтингового бюро «Стрелка» озвучили детали проекта благоустройства общественных зон в центре Владимира. Финальный план урбанисты представят на День города.
В поле зрения конструкторов городской среды попали улицы Девическая, Никольская (1‑я и 2‑я), Гагарина, Княгиниская и Большая Московская. Также урбанисты представили видение благоустройства сквера Гоголя, вокзальной площади и пешеходного маршрута от парка Липки до Вокзала.
Презентация и обсуждение проекта с активными гражданами прошли в бывшем Доме офицеров и длились больше трех часов. Разработчиков благоустройства представил сити-менеджер Андрей Шохин, быстро ретировавшийся с мероприятия. Проект представляла куратор Владимира, ведущий архитектор КБ «Стрелка» Ксения Полянина. Она призналась, что вживую улицы, где планируется благоустройство, видела зимой. Мероприятие получилось длиннее запланированного времени из-за большого количества вопросов и предложений со стороны общественников.
Задачами и принципами благоустройства Ксения Полянина назвала увеличение озелененных территорий − они должны быть не только в скверах и парках, но и на дорогах между ними, создавая «зеленые» пешеходные маршруты. Кроме того, урбанисты уверены в необходимости расширить центр города.
Сделать это можно за счет банального приведения в порядок домов и территорий вокруг центра, выделения квартала двухэтажного «купеческого» Владимира (ремонтом, навигацией, озеленением, расширением пешеходных дорожек и включением некоторых зданий в список достопримечательностей).
«Деревянные дома купеческого Владимира нуждаются в обновлении − они могли бы стать точками, где будут развиваться объекты торговли и обслуживания», − отметила Ксения Полянина.
Особенно в КБ «Стрелка» рекомендовали развивать центр Владимира, который находится между улицей Большой Московской и Лыбедской магистралью. Если взять данные геопозиций в соцсетях, то чаще всего горожане фотографируются на участке от Золотых Ворот через Георгиевскую и до Дмитриевского собора. Особенно популярны смотровые площадки. Часть города к северу от Большой Московской не только не популярна, но и собирает большое количество негативных оценок другого социологического исследования.
«1‑я и 2‑я Никольская, Княгининская улицы, а также исторический центр − сквер с памятником Гоголя на карте оценок респондентов обозначены самым темным цветом. Горожане считают, что там собираются маргиналы. Площадь, где проходят кинопоказы, еще как-то благоустроена, а на эту территорию… «не хватило сил». Это исторический центр, имеющий туристический потенциал».
Кстати, специалисты «Стрелки» высказали предположение, что сквер за филфаком − далеко не самое удобное место для кинопоказов.
Другое «не самое удачное» решение − парковка на Вокзальной площади. До ее появления высказывались предложения сделать там зону отдыха со скамейками и озеленением. Однако победил «платный асфальт».
Даже после того, как владелец парковки «Ростелеком» согласился на более взвешенную ценовую политику, место не пользуется спросом у автомобилистов, которые предпочитают оставлять транспорт во дворах. Ксения Полянина предложила отрезать часть парковки и все-таки сделать на ее месте некую зеленую зону.
Приехавшие в город туристы не спешат пользоваться общественным транспортом − они не знают маршрутов. Путешественники видят купола белокаменных церквей и идут с вокзала по направлению к ним. Добраться по неблагоустроенной узкой дороге сложно. Особенно иностранцам с языковым барьером, тем более при неблагоприятных погодных условиях. В КБ «Стрелка» предложили задуматься о навигации и благоустройстве улицы Урицкого и в особенности лестницы, которая поднимается к Дмитриевскому собору.
Урбанисты озвучили результаты антропологического исследования. Оригинальностью они не отличаются, но определенные акценты расставляют.
«Антропологическое исследование в октябре показало, что Большая Московская является главной улицей города, это любимое место горожан, здесь люди прогуливаются. Променад, к сожалению, короткий. Большая Московская остается главным туристическим маршрутом, который сейчас расширяется до Георгиевской − но все равно ограничен.
Для жителей Владимира значимыми объектами являются Золотые Ворота, Успенский собор, Соборная площадь и Дмитриевский собор. Значимые праздники: День города, День Победы, Новый год. Главный владимирский городской миф − о былом величии города, бывшего некогда столицей».
Среди того, что не нравится туристам, − пустые пеньки из-под деревьев по бокам Большой Московской и Большой Нижегородской, а также «солянка» из разных стилей оформления магазинов, навигации и коммуникаций. Практически на любой фотографии центра Владимира есть детали, которые хочется закрасить. К благоустройству нужно подходить на уровне деталей. В КБ «Стрелка» предложили в качестве фирменного стиля мотивы белокаменной архитектуры. Например, продолжение Георгиевской улицы вымостить белой брусчаткой.
Кроме развития купеческого Владимира к северу от главной улицы, урбанисты посоветовали обратить внимание на городские валы. Часть из них − как Козлов вал − хорошо знакома, а часть − например, внутренний оборонительный ров за бывшей гостиницей «Нерль» − почти забыты.
На встрече самыми спорными стали два вопроса: об организации транспорта и парковок в историческом центре, а также об эстетической составляющей благоустройства.
В КБ «Стрелка» заявили, что в центре Владимира «пешеходам нужно место». После открытия Лыбедской магистрали прогнозируется падение нагрузки на Большую Московскую на 40%, в основном, за счет транзитного транспорта. Сейчас на улице есть два тормозящих пропускную способность фактора − светофор при повороте на Гагарина и нерегулируемые пешеходные переходы. По расчетам, если сузить улицу до двух полос, то пропускная способность упадет с 1700 транспортных единиц в час до 1500 − то есть незначительно.
В «Стрелке» обеспокоились удобством туристов при фотографировании вблизи Золотых Ворот и предложили разорвать кольцевую развязку вокруг памятника со стороны Студеной горы, сделав там некоторое прогулочное пространство. Пешеходный переход к Золотым воротам в проекте перенесли от Козлова вала ближе к фронтальной части памятника.
Переход к улице Георгиевской предложили сделать регулируемым. Пешеходы будут дисциплинированно ждать, а машины − не задерживаться, как сейчас.
После сужения Большой Московской до двух полос появится место для озеленения − в основном, кустарниками. В проекте предусмотрели снять асфальт с части дороги, оголив сохранившееся под ним старое мощение улицы булыжником.
Насчет парковок разработчики плана оптимистичны. Они считают, что если упорядочить места для машин, то проблема решится. Горожане с этим поспорили.
Урбанисты считают, что в центре города должны появится две большие зоны: спортивная и детская. В качестве первой рассматривали пространство около стадиона «Торпедо»: логично, удобно, много возможностей. Но, как оказалось, вся территория отдана под застройку. Это место во Владимире пустует десятилетиями, хотя недавно сити-менеджер Андрей Шохин поведал, что там ведутся работы. Просто очень медленно. В отсутствие возможностей воспользоваться пустырем около «Торпедо» урбанисты по предложению мэрии обратили внимание на овраг с пешеходным мостом на Стрелецкой.
В качестве детской площадки перспективно развивать пространство рядом с кукольным театром. Сейчас там уже есть небольшая площадка, а рядом с ней − типовые уличные тренажеры. Урбанисты предложили увеличить пространство и сделать на нем уникальные качели и лавочки по мотивам древнего Владимира.
На вопрос о том, как урбанисты относятся к тому, что было сделано на Георгиевской, они ответили, что считают ее благоустройство «большим прорывом». Особенно их порадовало, что положенная в пешеходной зоне плитка осталась цела даже по истечении трех лет. Возможно, иногородние специалисты не в курсе, как при ремонте улицы бесцеремонно выкорчевывали и вывозили старинную брусчатку (подобную той, которую хотят выставлять на Большой Московской), или как заменили старые электрифицированные чугунные газовые фонари на новые − хлипкие и безвкусные. Возможно, урбанистам импонирует лубочный древнерусский сайдинг, столь обильно насаждаемый мэрией.
От подобного рода изменений презентовавших проект «Стрелки» предостерег журналист Валерий Скорбилин, обозначивший две опасности современного благоустройства.
«Хотел бы дружески предостеречь от двух опасностей. Первая − наведение гламурного глянца на старину. Она становится фальшивой и теряет первозданное обаяние. Мы не можем идти по пути Европы, где вылизано все.
Вторая опасность − усиление суетливости в исторической части города. Преобразование дает дополнительные возможности − народ начнет клубиться, покой и неспешность сменится суетой, как на Георгиевской. На сайте администрации я увидел проект скульптуры владимирского тяжеловоза. У нас в области известно, кто покровитель владимирского тяжеловоза.
Но это порода 30‑х годов XX века, выведенная в совхозах, − какое отношение она имеет к старинном городу? Если посмотреть на скульптуры улицы Георгиевской, там городничий, пожарный, филер, хулиган − бандитский Петербург получается. Я спросил [Игоря] Черноглазова, автора мелких форм, почему среди скульптур нет женщин? Он опешил, он не замечал. Почему бы не поставить скульптуру женщины, даже монахини?Пусть она идет к Княгинину монастырю».
Ксения Полянина согласилась с журналистом и уверила, что «гламурного блеска» не будет − на него банально не хватит денег.
При обсуждении проекта жители предлагали облагородить улицу Урицкого, обратить внимание на то, как благоустройство будет «работать» зимой, оставить желтое уличное освещение (не использовать «хирургические светодиоды»).
Полностью проект можно будет увидеть на стендах в месте пересечения Большой Московской и Девической 26 августа на Дне города. Там же будут находиться контакты и ящики для обратной связи. На презентации представители «Стрелки» несколько раз повторили, что заинтересованы в предложениях от владимирцев, которые лучше всех знают свой город, учет общественного мнения для них − не формальность. Ранее представители КБ презентовали проект благоустройства пешеходной территории на улице Девической.
КБ «Стрелка» появилась в 2013 году как самостоятельный проект московского института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка». С 2015 года бюро сотрудничает с созданным по инициативе правительства институтом развития в жилищной сфере.
Проекты благоустройства территорий консалтинговое бюро разрабатывает по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» в сорока городах России.