Половина купленных во Владимир «Волгабасов» оказались бракованными
Город нажил себе проблем за 240 млн рублей
Администрация Владимира наконец признала, что приобретенные по протекции Белого дома газомоторы оказались крайне низкого качества. В мае 2014 года муниципальное предприятие «Владимирпассажиртранс» взяло в лизинг 20 «Волгабасов». Первые нарекания к машинам возникли уже через полгода их эксплуатации, а когда в мае 2016-го истек срок гарантии на них, техника стала разваливаться на глазах. То двигатели забарахлят, то стекло на ходу вывалится.
Чтобы приобрести заветные «Волгабасы», «Владимирпассажиртранс» влез в пятилетний кредит на кабальных условиях. Себестоимость автобусов составляла 150 млн рублей – по 7,5 млн за штуку, еще почти 90 млн перевозчик обязался выплатить в качестве процентов. Итого – 238,88 млн за 60 месяцев, или по 3,98 млн в месяц.
Поначалу муниципальная компания с лизингом не справлялась и копила долги. Затем финансы предприятия направили на выплаты по кредиту, и задолженность возникла уже за электричество, причем немалая – около 40 млн рублей. Результат: только в прошлом году город выделил «Владимирпассажиртрансу» бюджетные субсидии в сумме 57,6 млн рублей. Еще несколько лет, по оценкам мэрии, компания будет убыточной. Муниципалитет отдал частной структуре – «АДМ» – одно депо. Автопарк «Владимирпассажиртранса» сократился на 15 троллейбусов за полгода. Предприятие испытывает кадровые проблемы и вообще находится в кризисе. И ради чего?
Еще в феврале прошлого года перевозчик обнаружил в 6 из 20 «Волгабасов» существенные проблемы с двигателями. Руководство «Владимирпассажиртранса» пыталось обязать производителя деталей и поставщика газомоторов либо заменить некачественный товар, либо отремонтировать его по гарантии, однако суд не удовлетворил исковые требования. К слову, ремонт оценивался предприятием в 6,6 млн рублей, а упущенная выгода от простоя машин – в 12,2 млн. Т.е. к 240 млн затрат на лизинг только по этой неисправности прибавились еще 19 млн убытков.
Фото – Николай Тарасов
Параллельно стали возникать проблемы и у «Волгабасов», приобретенных компанией «АДМ». Поломки хоть и не носили «критичный» характер, но случались все чаще, а обслуживание газомоторов выходило дороже – некоторые детали приходится заказывать за границей. В октябре 2016 года в одном из газомоторов замкнуло электропроводку вентилятора, в результате чего произошло задымление. А буквально неделю назад в «Волгабасе» прямо во время движения треснуло стекло. Тогда в «АДМ» сообщили, что это типичная проблема для данной марки.
И вот власти наконец стали признавать очевидное. Руководство Владимирской области еще в июле 2016-го заметило, что поставленные перевозчикам автобусы были «сыроватыми». Мэрия же высказалась только сегодня. Вот как ПроВладимиру прокомментировал ситуацию официальный представитель горадминистрации Александр Карпилович:
«Наши перевозчики ведут, думаю, не самую простую переписку с заводом-изготовителем. Приблизительно 50% подвижного состава – не все, слава богу, но почти половина – к сожалению, не доставляет особой радости перевозчику. На автобусы установлен двухлетний срок гарантии. Руководство «Владимирпассажиртранса» направляло претензии в течение гарантийного срока. Претензии возникли буквально через полгода после начала использования. Сначала приезжали представители завода-изготовителя, а потом перестали приезжать».
Заметим, что проблемы с «Волгабасами» фиксировали власти многих городов, куда поставлялись эти газомоторы. Первыми забили тревогу в Москве. Подчиненные Сергея Собянина обнаружили, что «автобусы, представляемые к приемке, были низкого качества». В частности, у машин выявили «течь масла, утечки воздуха, провисание трубопроводов системы управления» и др. Кроме того, специалисты заметили, что производитель представлял властям «одни и те же автобусы с заменой табличек с указанием заводского номера», т.е. попросту мухлевал.
Фото – vk.com/overhearauto33
Питерский комитет по транспорту в суде заявлял, что у «Волгабасов» выявлена «неисправность педали газа, течь масла из турбины». В Санкт-Петербурге же один такой автобус сгорел прошлым летом за пять минут. В Волгограде пассажиры жаловались на плохие кондиционеры в транспорте. Мэр Калининграда вовсе назвал товар из Волжского «ширпотребом» и запретил его покупать.
Однако владимирские власти пошли на поводу у Белого дома и сами нажили себе проблем стоимостью 240 млн рублей. Основное достоинство «Волгабасов» – их экологичность – депутаты горсовета тоже поставили под сомнение, а всю экономию «сжирает» их обслуживание. Несмотря на это, городу все равно придется еще три года выплачивать кредит за новенькие автобусы, половина из которых уже свое отслужила.