Общество

Владимирские учителя нищают на фоне выполненных «майских указов» Путина

Руководитель профсоюза педработников рассказала о «потемкинских деревнях» официальной статистики

Председатель регионального профсоюза учителей и работников науки Лидия Киричкова рассказала о том, какой ценой в регионе выполняют «майские указы» президента. Как и в случае с врачами, зарплаты педагогов дотягивают до средних по области за счет нечеловеческих нагрузок и дополнительных обязанностей. Если учителя получают дополнительные надбавки, на такую же сумму с них срезают основную зарплату, чтобы не выбиться из бюджета.

В регионе изменили сам порядок расчета средней зарплаты, так что она стала ниже фактической. При условии, что в столице учителя в среднем получают 80 тысяч рублей в месяц, владимирские школы с 23,7 тысячами рублей не способны привлечь молодые кадры. Лидия Киричкова озвучила проблемы учителей сегодня на акции работников профсоюзов у ГДК.

О средней зарплате:

«Вот указы президента. Везде рапортуют о том, что они выполняются и даже перевыполняются. Да, по цифрам они выполняются, но с 2015 года сначала среднюю зарплату в регионе считали без малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. И она была выше, к ней приравнивали зарплату учителей. А с 2015 года установка сверху, это не нашей власти, надо сказать, что с индивидуальной деятельностью считать. И поскольку средняя зарплата в регионе в связи с этим снизилась, то, конечно, у нас она выполняется, наша педагогическая зарплата».

01 21

О дополнительной нагрузке:

«За счет чего растет заработная плата? Она растет за счет повышение интенсивности труда. Мы сейчас делаем специальный мониторинг по этому вопросу, потому что если ездить по области, учителя очень серьезно высказывают эти претензии. Мы говорим, что реформа образования, вот эта вся модернизация, должна работать на качество учительской работы и, в конце концов, на качество знаний учащихся. А на самом деле, если задавлен учитель, и он ведет 26 и 40 часов [в неделю], какой бы он ни был хороший, он не сможет нормально подготовиться к занятию и качественно отдаваться педагогической работе».

«Конечно, 24 тысячи зарплата у тех, кто и 40 часов ведет. Это что при нынешнем росте цен и тарифов на коммунальные услуги? Не устраивает такая зарплата абсолютно. Конечно, ждать притока людей, которые будут отдавать свои силы образованию, нам не приходится».

О базовом окладе и мизерной зарплате для молодых учителей:

«Минимальный размер оплаты труда с 1 июля − 7800 рублей. Это уборщицы так могут получать. Я не умаляю их труд, но базовый оклад у педагога 5080 рублей. Это основа, от чего идет начисление. Ну дальше есть коэффициенты за стаж, квалификационную категорию. Но, во-первых, молодежь долго может не получить этого. Есть за образование коэффициент − но он небольшой. И в целом гарантированная часть зарплаты, она нас не устраивает. Мы пытались сделать так, чтобы давали 30% стимулирующие − но и они даются далеко не каждому и не всегда объективно».

01 22

О том, что учителя запуганы:

«С 1 января за классное руководство будет чуть иначе начисляться. 30% от оклада было, а молодые [учителя] приходят, у них нет стажа и оклад низкий. Работают иногда лучше [более опытных] как классные руководители. Учителя со стажем, может, учат лучше, но дети тянутся к молодежи. Мы сделали так, чтобы сделать фиксированную оплату за классное руководство, от количества учащихся, но 2700 и 4000 рублей − это фактически на тысячу рублей больше».

«Нам пишут жалобы, к нам обращаются, вот приехали из Александрова и Киржача, сейчас будем разбираться: только сейчас, говорят, на 7 тысяч снизилась зарплата. А в чем дело? Вот там классное руководство с высшей категорией с 1 января будет, уже сейчас, чтобы выравнивать школы по зарплате, директора уже явочным порядком уменьшают зарплаты. Конец года, и денег не хватает. А учителя боятся говорить. Иногда тихонько скажут. На одной встрече говорят, не хватает кадров. Действительно, их не хватает, дефицит. Вся та зона, которая к Московской области − там в три раза выше заработная плата, чем у нас, они уходят туда. В Александровском районе, Киржаче − там все время дефицит кадров. И учитель не просто шкурные вопросы ставит, они ведь далеко идут и влияют на систему образования».

В условиях многократного разрыва зарплат во Владимирской и Московской областях молодые и талантливые учителя в регионе не задерживаются. Оставшиеся вынуждены работать с нагрузкой, которая не позволяет дать необходимые знания на должном уровне. Формальный подход к зарплате провоцирует формальный подход к образованию − обучение в старших классах часто превращается в подготовку к ЕГЭ. Знания учащихся становятся механическими и фрагментарными. О развитии логики и мышления ученика в школе во многих случаях не идет и речи.

01 23

По данным Владимирстата, в 2016 году школьные учителя во Владимирской области зарабатывали 23 381 рубль в месяц. В начале сентября 2017-го мэр Москвы Сергей Собянин в эфире радиостанции Business FM рассказал, что средняя зарплата учителей в столице составила 80 тысяч рублей. Сегодня в московских школах практически нет вакансий, за несколько лет учебные показатели столичных школ значительно улучшились.

В мае администрация Владимирской области постановлением лишила мер соцподдержки сельских учителей, для которых педагогическая работа не является основной.

Ранее на круглом столе о медицинской этике главврач Судогодской ЦРБ Анатолий Уколов рассказал о похожей ситуации с врачами. Зарплату медработников доводят до средней по региону, но руководителям медучреждений запрещают превышать денежный «лимит». Если врач заработал больше средней зарплаты − значит кто-то из его коллег недополучит такую же сумму. В Судогде дефицит медработников составляет 45%, а работающим врачам по 70 – 75 лет. В этом году из больницы уволился педиатр в возрасте 81 года, а другой специалист − 75-летний хирург − умер на рабочем месте.

Back to top button