Суд раскрыл налоговые схемы ювелирной империи Авакяна
В уголовном деле могут появиться новые эпизоды
Банкротный процесс в отношении ювелирной империи Сергея Авакяна продолжается. Недавно шестую по счету компанию бизнес-клана признали несостоятельной, с переменным успехом рассматриваются дела и о персональных банкротствах членов семейства Авакянов. В то же время следственные и налоговые органы продолжают изучать финансовые схемы «ювелирного короля». Еще весной завели уголовное дело по факту неуплаты налогов заводом «Адамант», и вскоре в нем могут появиться новые эпизоды.
Еще год назад, когда «Адамант» признали банкротом, его долги составляли 9 млрд рублей, а по налогам – почти миллиард. Кредиторов в процессе участвует много, среди них есть и другие компании Авакянов, причем суммы их требований, в основном, девятизначные. Возможно, если бы не жадность некоторых бизнесменов (как в известной пословице про «фраера»), то налоговые схемы ювелирной империи остались бы незамеченными, но заявления поступили, и по ним пришлось разбираться арбитражному суду Владимирской области.
Так, компания «Ванесса», которая с 2006 года принадлежала и управлялась супругой депутата Заксобрания – Анной Авакян, предъявила «Адаманту» требования в 150,5 млн рублей. Основную часть долга, который якобы образовался у ювелирного завода перед «Ванессой», составляла недоплата по договору комиссии от 16 февраля 2009 года на 148,9 млн рублей. Эта сумма образовалась в последние два года, и, возможно, ее приплюсовали бы к и без того значительной массе задолженности «Адаманта», но в дело вмешалась налоговая служба.
Как следует из материалов арбитражного суда, 30 сентября 2016 года межрайонная инспекция ФНС привлекла другую компанию Авакянов – «Ювелирную сеть «Адамант» к ответственности «за совершение налогового правонарушения» (позже решение утвердило региональное управление ФНС). Сейчас фирмой владеет Анна Авакян, а раньше она принадлежала и управлялась Сергеем Авакяном.
10 ноября арбитраж подтвердил правомерность постановления налоговиков и раскрыл некоторые детали правонарушения. Речь шла о делах восьмилетней давности, когда, как установила ФНС и подтвердил суд, принадлежавший семье Авакянов ювелирный завод «Адамант» поставил «Ванессе» и «Ювелирной сети «Адамант» товар, а затем его формально вернули «с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде применения вычетов по НДС». Вот как описана схема в постановлении арбитражного суда:
«По результатам проверки налоговым органом установлено, что ООО «ЮЗ «Адамант» путем согласованных действий с взаимозависимыми лицами (ООО «Ванесса», ООО «Ювелирная сеть «Адамант») создало формальный документооборот по операциям возврата товара по договору комиссии от 16.02.2009 № 12/09‑К с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде применения вычетов по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС).
Между тем требование ООО «Ванесса» о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности по договору комиссии от 16.02.2009 № 12/09‑К в сумме 148 901 132 руб. 08 коп. (основной долг), с учетом договора новации от 30.06.2015 № 19 – 07, основано на тех же операциях по возврату товара по договору комиссии от 16.02.2009 № 12/09‑К, которые, как указал налоговый орган при проведении проверки, отсутствуют в реальности, а лишь взаимозависимыми лицами создан формальный документооборот с целью получения необоснованной налоговой выгоды».
Грубо говоря, по бумагам произошло так, что завод поставил ювелирку в магазины, ее распродали, а затем в один момент все покупатели пришли и вернули товар. Соответственно, за него не нужно было платить НДС. На деле же, как установили налоговики, и драгоценности продали, и с налогами разобрались. Поняв это, суд отказал «Ванессе» во включении требований к «Адаманту» в общую массу задолженности предприятия.
Любопытно, что в том же деле о банкротстве рассматривается и апелляционная жалоба «Торгового дома «Адамант» Грача Авакяна, однако сумма задолженности – в три раза больше, 493,6 млн рублей. Решение по этому заявлению еще не вынесено.
Пока же имущество ювелирного завода продается с торгов, ФНС и СКР изучают финансовые документы и ищут новые эпизоды возможных налоговых преступлений. Как рассказала ПроВладимиру официальный представитель регионального Следкома Ирина Минина, уголовное дело ведется в межрегиональном взаимодействии, но фигурантов пока нет:
«У них большая сеть предприятий. Ведется межрегиональное взаимодействие, документов очень много, объем большой. Дело возбуждено, но по факту».
Так что в будущем нас могут ждать новые сенсационные сообщения о налоговых схемах ювелирной империи.