ВСМЗ меняется к лучшему. Игорь Конышев рассказал о реновации Палат
В музее разобрали дворцовый и конференц-зал
В здании Палат Владимиро-Суздальского музея-заповедника продолжается реновация. Первая волна затронула часть помещений на третьем этаже: в залах от света закрыли окна, а стены и потолок стали монотонными − черными или белыми. В беседе с ПроВладимиром гендиректор музея Игорь Конышев объяснял, что новые пространства решат проблемы со светом − он будет полностью искусственным, и с общей атмосферой − она станет нейтральной. Все это не будет отвлекать зрителя от объекта показа.
Вторая часть большого ремонта в Палатах служит тем же целям. На втором этаже за счет разбора перегородок создадут анфиладные пространства, конференц-зал станет многофункциональным. В планах − поменять половое покрытие на втором этаже и реставрировать экспозицию, посвященную дворянству.
Впервые отремонтированные залы представили на «Ночи в музее». Полновесные экспозиции в новом пространстве появились в начале ноября. Это выставка «1917. Год жизни. Хроника губернского Владимира» и экспозиция работ современного художника Георгия Шишкина.Параллельно в Палатах ремонтируют дворцовый зал, где проходили выпускные школьные балы и региональный этап передачи «Умники и умницы» с участием Юрия Вяземского. Эта часть реновации обеспокоила многих владимирцев. Коллеги из «Зебра-ТВ» так описывают то, чего лишились жители города:
«В неизвестном направлении исчезли винтажные стулья и диваны из массива бука с шелковой обивкой. Сняли картины 19 века, фальшкамин демонтировали, пропало зеркало над ним. Зато по стенам тут и там теперь свисают рулоны мятой коричневой бумаги. Вместо дворцовых люстр, изготовленных по спецзаказу, под потолком повесили современные светильники. Наглухо задраены окна. Формат использования модернизированного помещения − неизвестен».
В разговоре с ПроВладимиром Игорь Конышев рассказал, что с дворцовым залом «все будет нормально».
«С дворцовым залом ничего плохого не будет, поверьте. Балы в последние два года заказывают с десяток, сейчас интерес пропал, видимо, пропала мода. Во-вторых, зал все-таки состарился. Там протечки на потолках, с батареями и вентиляцией проблемы, там куча всяких проблем. И по формату там всего 150 квадватных метров, не совсем бальный зал. Будет небольшая рокировка, через некоторое время возможность проведения балов возникнет в парадных залах с противоположной стороны. А этот зал будем использовать для экспозиций».
Большие перемены коснулись конференц-зала. Еще 31 октября здесь проходила археологическая конференция с участием директора Института археологии РАН Николая Макарова, а сейчас разобраны кресла и снята сцена. Под сомнением находится целесообразность ремонта, самый большой зал Палат обновляли не так давно, а кресла в нем были лучшего качества, чем в коммерческих кинотеатрах.По словам Игоря Конышева, в зале сделают стационарный киноэкран, полную светоизоляцию от улицы, а после ремонта он превратится в «трансформер» для различных мероприятий.
«В конференц-зале будет хорошее, многофункциональное пространство. Мы там установим нормальную кинопроекцию с нормальным экраном. Раньше все проецировалось с невозможностью затемнения окон в светлом зале на передвижной экран, который был на сцене.
Зал должен появиться к очередной «Ночи музеев» весной. Мы его планируем переоборудовать к нонцу апреля − началу мая. Там появится кинопроекция, нормальный театральный свет, вариант амфитеатрового размещения кресел. Зал в итоге будет трансформером, его можно будет пересобирать в зависимости от задачи: под конференцию, концерт, театральную постановку, кинопоказ. Как минимум три опции конфигурации зала будут заложены. Зал на 130 – 140 мест, этого вполне достаточно для того, чтобы разместить всех желающих».
Реновация коснется и помещений второго этажа:
«Что касается второго этажа. Там проблема в замкнутости и тупиковости всего пространства. Если вы помните, прогуливаясь по Палатам, мы всегда упираемся в какой-нибудь тупик, идем назад. С точки зрения безопасности потоков, нас давно пора закрыть. Первый вопрос, который у меня был, когда я в Палаты приехал и погулял по ним: «Как мы до сих пор работаем?». Свободных выходов на запасные лестницы нет, пересекающиеся потоки и так далее. Это решается раскрытием тех проемов, которые закрыты или заколочены фанерой, созданием анфиладной схемы движения. Вы входите в любую дверь и можете обойти все свободное пространство кругом.
На втором же этаже − постоянные отсечки. Вы входите в «Дворянство» − тупик, нужно идти назад. Вы входите в «Три шедевра иконописи», доходите до зала с видом на Дмитриевский собор и снова идете назад, идете в современное искусство − и там тоже тупик.
Сверхзадача − сделать полную анфиладу, и в итоге мы ее сделаем. Это позволит пересмотреть концепции многих пространств, которые не менялись последние двадцать лет. Зал владимирской живописи последний раз обновлялся 12 лет назад. Понятно, что устарели светильники, деревянные перегородочки, обклеенные обоями и покрашенные шаловливой салатной красочкой тоже уже совсем никак. Кроме того, проблема хранения экспозиции с инсоляцией (открытыми для света окнами) − это то, за что нас министерство бьет часто и сильно.
Есть еще путь − закрыть все года на два, прекратить доступ посетителей по различным реальным причинам, а через два года явить зрителям обновленное пространство. Если мы выбираем первый путь − музейщики терпят неудобства, но стараются их минимизировать для наших посетителей, но стараемся делать более удобное пространство для музейного предмета и для посетителя».
На критику гендиректор музея отвечает фразой «кому-то нравится, кому-то нет», для ремонта, по его словам, пришло время.
«Это так же, как в театре, вы же не приходите на постановку и не говорите: «Спектакль хороший, но декорации от прошлого спектакля нам понравились больше». Чтобы спектакль «Три сестры» не провести в декорациях «Идиота» по Достоевскому. Если все это ворчание переводить, то звучит ровно так, из серии «а что это вам и стенки не нравятся». В сером зале были стенки рядами, выставка в режиме «стенгазеты», зато показали много. Кто что понял − второй вопрос».
В ближайшем будущем ремонт начнется в помещениях второго этажа. Игорь Конышев предвидит недовольство и по этому поводу.
«Повнимательнее отнеситесь с картинной галерее, там великолепные вздувшиеся полы. Это я вас готовлю к следующему моему шагу, когда мы начнем делать работы по замене напольных покрытий. Снова начнется крик и визг о том, что «этот нехороший человек» закрыл еще и картинную галерею».