Игорь Конышев объяснил черно-белую реновацию Палат
Пространства для временных экспозиций откроют через месяц
К столетию Октябрьской революции в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника откроют четыре экспозиционных зала общей площадью в 450 квадратных метров, выполненные по канонам минимализма. Впервые обновленные пространства палат посетители могли видеть во время акции «Ночь музеев». В залах закрыты окна, а стены и потолок покрашены в один цвет – черный или белый.
Вопреки слухам, большой зал с роялем, где проходили выпускные балы и игра «Умники и умницы» Юрия Вяземского, реновация не затронула.
Привыкшие к классическим интерьерам посетители неоднозначно отреагировали на музейную реновацию. Тем не менее такая организация выставочного пространства сегодня является самой часто используемой, правда, в основном, в галереях современного искусства. Черные и белые пространства с софитами по периметру можно найти почти во всех залах питерской галереи «Эрарта», в Москве далеко ходить не надо (от Курского вокзала) –экспозиционный минимализм в галереях «Винзавод» и «Артплей». Для временных выставок монотонными сделали даже часть залов Эрмитажа.
Выставка А. Кифера в Эрмитаже
О том, зачем в музее белый и черный зал, а также о планах по выставочной деятельности ПроВладимир поговорил с генеральным директором ВСМЗ Игорем Конышевым.
ПроВладимир: Откуда берутся белые и черные комнаты, и для чего все это нужно?
Игорь Конышев: Классическое выставочное пространство традиционно пользуется некими приемами. Желательно, чтобы в выставочном пространстве не было окон. Для того чтобы солнечный свет не попадал в экспозиционное пространство, и все, что касается выставочного предмета, нужно, чтобы он работал в том искусственном освещении, которое кажется наиболее выгодным для него. Это первое. Плюс ко всему солнечный свет, это ни для кого не секрет, вредит подлинным музейным предметам, и поэтому музеи старательно закрывают окна, чтобы инсоляция не попадала внутрь.
Классика представления музейного предмета зиждется на двух принципах. Первый: окружение музейного предмета не должно отвлекать от самого предмета. И поэтому здесь используются два нейтральных тона − белый и черный. Мы понимаем, что и белый –это отсутствие цвета, и черный – тоже отсутствие цвета по большому счету. Поэтому этот принцип двух коробок – белая и черная –классически используется в музейной деятельности, здесь нет ничего нового.
Второе − это искусственный свет. Он необходим для того, чтобы музейному предмету было комфортно. Разные предметы, графика, живопись, скульптура требуют различного света. Что касается черных комнат, не мы их придумали и не вчера это было придумано. Давно был такой русский художник Архип Куинджи, который впервые представил свою картину «Лунная ночь на Днепре» именно в черной комнате. Может быть, помните эту картину.
ПроВладимир: Да, она темная и зеленая.
Игорь Конышев: Да-да, зеленая, там глубокое свечение от луны, где-то там в южном местечке. Здесь мы повторяем подходы и принципы. Для разных предметов необходимы разные пространства.
Игорь Конышев: Если вы обратили внимание, это все на третьем этаже, и это только выставочные залы. У нас там нет постоянных экспозиций, там исключительно выставки. Там закрыты окна, висит современное световое оборудование − светодиодные регулируемые светильники.
ПроВладимир: Залы похожи на комнаты в музеях современного искусства.
Игорь Конышев: Что касается современного искусства. Мы реэкспозицию, или скажем так, реновацию помещений начали достаточно давно, еще зимой. Первый опыт у нас был на «Ночь музеев» в конце мая, когда мы показывали объемные предметы в белых и черных комнатах. Нам показалось, что это выглядит достаточно выигрышно для музейного предмета. По крайней мере, ты не отвлекаешься ни на какие другие элементы декора помещения, и все твое внимание нацелено исключительно на музейный предмет, и он в достаточной степени акцентирован. Эти приемы работают как для археологии − для предметов древности, так и для живописи, графики, скульптуры. Необязательно выставлять актуальное искусство, можно выставлять классическое искусство, оно тоже будет прекрасно там себя чувствовать. Ты будешь обращать внимание именно на искусство.
ПроВладимир: Есть ли какие-то конкретные задумки, какие выставки будут в ближайшее время?
Игорь Конышев: В ближайшее время мы начинаем монтировать выставку, посвященную столетию революционных событий 1917 года. Она будет называться «1917 − Год жизни». До конца года мы планируем провести пару живописных выставок классического искусства. Пока мы примеряемся к этим залам и сами учимся с ними обходиться.
ПроВладимир: Во Владимире или никогда, или очень давно были стоящие выставки современного искусства. В Москве это сейчас расцветает, в Пушкинском музее выставка китайца Цая Гоцяна, как раз к столетию революции 1917 года.
Игорь Конышев: Вы знаете, чтобы дать хорошим авторам наше пространство, нужно сначала это пространство получить. Я надеюсь, мы в течение месяца закончим реновацию выставочных залов. А это пять выставочных залов площадью более 450 квадратных метров. Это хороший вклад в выставочный фонд выставочных залов для Владимира. Это большое пространство. Вот мы их сейчас получим, попытаемся понять, все ли мы предусмотрели, что-то добавим, убавим, поработаем с залами.
После этого будем предлагать и в том числе выставки конца XX − начала XXI века. Тем более что фонды подобного рода работ есть и в федеральных музеях, есть и у частных коллекционеров. Я думаю, что это интересно, тем более что на современное искусство в Москву, я наверняка знаю, владимирская молодежь ездит с удовольствием, и если здесь появится возможность посмотреть что-то подобное, вниманием мы не будем обделены.