«СТЭС-Владимир» просит защиты у Путина
К президенту обратились за спасением от «Внешэкономбанка»
Инновационное предприятие «СТЭС-Владимир», которое через арбитражный суд банкротится «Внешэкономбанком», обратилось с открытым письмом к президенту России. Банк предъявил компании требований по кредитам более чем на 7 млрд рублей – 3,06 млрд в рублевом выражении и 59,7 млн евро. Ранее руководство «СТЭС-Владимир» обращалось за помощью к премьер-министру Дмитрию Медведеву, разобраться в ситуации обещала и губернатор Светлана Орлова, но ничего не изменилось. В итоге у производителей осталась одна надежда – на Путина.
Письмо главе государства подписали президент ассоциации строителей России Николай Кошман, президент Международной и Российской инженерных академий, лауреат государственных премий СССР и РФ, а также пяти премий правительства РФ, академик Борис Гусев и акционеры «СТЭС-Владимир», авторы отечественной технологии производства пеностекла «Неопорм» Михаил Дудко и Андрей Зиновьев.
В обращении его составители сообщили, что «СТЭС-Владимир» производит уникальную продукцию, которая может импортозаместить американскую. Сам президент, давая старт работе завода по производству сжиженного природного газа на Ямале, настаивал на привлечении к развитию подобных производств потенциала российских компаний. Однако же пока госкорпорации больше закупают иностранную продукцию. Да и получить допуск на этот рынок получилось непросто: лишь в мае 2017 года удалось завершить все испытания и подтвердить высокое качество владимирской продукции.
Разработка отечественной технологии велась с 2000 года. На это было потрачено более миллиарда рублей. Строительство завода также заняло продолжительное время, а финансирование в размере 4,1 млрд рублей в 2011 – 2014 годы осуществлял «Внешэкономбанк», председателем наблюдательного совета которого в 2011 году был лично Владимир Путин. И вот когда предприятие наконец заработало, «ВЭБ» начал процедуру его банкротства. В обоснование своей позиции в интервью «Форбс» председатель банка Сергей Горьков заявил:
«Продукция некоторых заводов не нужна ни в России, ни за границей, изменился рынок. Например, у нас есть СТЭС во Владимире, предприятие, которое производит утеплитель. И вроде бы потребителю он нужен, но на самом деле это полуфабрикат. На рынке востребован не утеплитель как таковой, а кожух с утеплителем на трубу».
Эти слова вызвали недоумение и возмущение у руководства «СТЭС-Владимир», ведь еще в середине 2016 года, когда завод посетил Дмитрий Медведев, продукция была востребованной. Руководитель кабмина тогда поставил производство в пример. Пеностекло из Владимира даже решили поставлять в Сочи на стройку центра «Сириус». Заказы начали поступать и от зарубежных компаний. В 2018 – 2022 годы «СТЭС-Владимир» только по нынешним объемам мог произвести и продать продукции на 8 млрд рублей, но для этого нужно гарантийное обеспечение со стороны «ВЭБ».
И вот когда предприятие только-только начало подниматься, поступил иск о его банкротстве. Причем «Внешэкономбанк», по словам руководства «СТЭС-Владимир», не только выставил счет в 7,5 млрд рублей. Стоимость кредитных ресурсов была исчислена Институтом Развития более чем в 20% годовых. В предоставлении гарантии на один из заказов в 700 млн рублей банк также отказал.
«Таких условий финансирования при создании и внедрении инновационной продукции нет нигде в мире! Акционеры компании в 2017 году неоднократно обращались к руководству ГК ВЭБ рассмотреть и провести реструктуризацию кредитов путем хождения Корпорации в акционерный капитал АО «Компании «СТЭС-Владимир». Это соответствует положениям Федерального закона №82-ФЗ «О банке развития», которым предусматривается основной целью создание новых технологий и внедрение инноваций на российском рынке, в том числе путем вхождения ГК ВЭБ в состав акционеров инновационных предприятий.
Вместо капитализации инновационных активов и внедрения нового и нужного стране материала Корпорацией развития выбран путь банкротства, ликвидации уникального, единственного в стране производства, путь списания на убытки миллиардов рублей государственных вложений, путь увольнения более двухсот, в основном, молодых высококвалифицированных специалистов, путь нанесения государству экономического и социально-политического ущерба», – пишут авторы обращения.
Завершается письмо к президенту патриотическим воззванием, что российские производители хотели сделать как лучше стране, трудились во имя нее, а их в итоге бросили на произвол судьбы и съедение банка:
«ГК ВЭБ планомерно доводит зависимую компанию до банкротства, все имущество в залоге у корпорации, и обратиться в другой банк нет возможности. Мы уверены, только Ваше внимание и соответствующие решения по конкретному инновационному проекту смогут изменить ситуацию и спасти от ликвидации единственное в России промышленное производство эффективной теплоизоляционной продукции из отечественного пеностекла Неопорм, причем сделать ВЭБу нужно только одно – выполнить требования Закона «О банке развития» и свое функциональное предназначение. Рассчитываем на вашу помощь и содействие в решении вопроса».
Надежда на то, что Владимир Путин обратит внимание на проблемы «СТЭС» и с легкой руки их решит, имеются. Широкий жест может стать частью избирательной кампании по выборам президента. В то же время общих проблем российской в целом и владимирской в частности промышленности это не решит. «СТЭС» – не первый и не последний завод в регионе, который банкротят банки, однако власти почему-то на это не обращают никакого внимания.