«Чем свободнее личность − тем сильнее государство». Во Владимире прошла акция памяти Бориса Немцова
Собравшиеся говорили о деградации прав и свобод в стране
25 февраля в Центральном парке прошла третья ежегодная акция памяти политика Бориса Немцова, собравшая в этом году тридцать человек, половина из которых − местные журналисты. В отличие от предыдущих попыток, в этом году участники собрались не у фонтана, а в еще более неприметном месте − рядом с парковкой, в так называемом гайд-парке. Еще меньше оптимизма звучало в речах собравшихся о правах человека и свободе слова в России − ценностях, за которые сражался Борис Немцов.
Организаторы установили в сугробе портрет политика с надписью «Герои не умирают». Под ним участница многих оппозиционных акций Галина Федоровна поставила икону и зажгла три свечи. Из-за ветра огонь постоянно гас.
Пожилая активистка рассуждала, почему власти видели в Немцове врага, ведь он добивался тех же свобод, которые действующие политики называют своими приоритетами.
«Дело в том, что у нас, как и в советское время, продолжается отстрел людей самых умных, самых одаренных. Видят в них врагов. Я поражаюсь, почему в Немцове увидели врага. Он хотел сделать все, что от него зависело, чтобы Россия процветала, чтобы установить диктатуру закона. У меня есть листовка, в 2000‑м году, когда Владимир Владимирович шел самовыдвиженцем, у него в листовке было написано «диктатура закона». Все ведь правильно у него было все написано. За исключением одного. У него «чем сильнее государство − тем свободнее личность». Я считаю, что наоборот «чем свободнее личность − тем сильнее государство», − рассказала собравшимся Галина Федоровна.
Состав участников акции памяти во Владимире почти не меняется уже три года. В основном, это люди старшего поколения, лично знакомые с Борисом Немцовым. В этом году присоединились несколько молодых людей, посещавших оппозиционные акции, проходившие здесь же, в гайд-парке.
Местное телевидение традиционно акцию не освещало, зато присутствовали журналисты одного из телеканалов Германии. Репортеры интересовались российской политической жизнью и тем, как в провинции относятся к Немцову.
Среди выступавших был владелец местного независимого издания «Томикс» Сергей Казаков. Взяв микрофон, он рассказал о личных воспоминаниях о политике.
«Жизненный путь Бориса Немцова − путь политика международного уровня. Этот человек прошел губернаторство, вице-премьерство. Возглавлял фракцию. Второго такого человека в России трудно возродить, в ближайшее десятилетие такого человека, наверное, не будет. Это очень печально, потому что его лидерские качества проявлялись на всех этапах его жизни. Я помню, как он приезжал во Владимир и распространял книги. Я не помню такого политика, который мог сесть просто на остановке и раздавать книги, подписывать, разговаривать с людьми. Сегодня пропали такие люди, я их не вижу.
70 лет советской власти сделали нас трусливыми. Мы много боимся, не делаем того, что хотелось бы. Быть смелым человеком в России − сложно. Таким [смелым] человеком был Борис Немцов».
Вслед за Сергеем Казаковым выступил актер Владислав Миронов, начавший речь с того, что пессимистично смотрит на направление, в котором движется Россия.
«Почему мало [людей] пришли [на акцию памяти]? Мороз, говорят. Дело не в морозе. Дело в том, что тот курс, который взят нынешним руководством страны, − дегенерации и дебилизации, он воплощается. Это видно и по дню памяти жертв политических репрессий, это видно и по нашим митингам, на которые все меньше и меньше приходят. А говоря о Борисе… Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи». Вот Немцов был тем человеком, который не гнул ни совести, ни помыслов, ни шеи».
«Борис − это один из тех последних людей, которых я мог назвать «государственный деятель». Он жил интересами страны, а не какими-то своими политическими амбициями. Он мог запросто после вице-премьерства и руководства фракцией прийти депутатом Ярославского Законодательного Собрания. Он не гнушался этого. Ну и еще я бы хотел закончить тем, что вот мы говорим и чуть ли не клянемся памяти Немцова − но мы врем сами себе. Почему я не привел сюда еще одного человека? Почему каждый из нас не привел сюда еще одного человека? Нас было бы в два раза больше. Мы все время какими-то отговорками врем сами себе.
Проиграет выборы не «кто-то», а проиграю выборы я. Помните, всегда Сахаров Андрей Дмитриевич как говорил: не «они ввели войска в Афганистан», а «мы ввели войска в Афганистан». А мы все время на кого-то киваем. Так удобно. Если жить «по-немцовски», то так жить нельзя».
Владимирская акция при погоде в ‑14 продлилась меньше часа. Аналогичные встречи памяти Бориса Немцова в воскресенье проходили по всей стране. В Москве в Марше памяти участвовали по разным оценкам от 4,5 до 7,6 тысячи человек.