Жизнь

Александр Малышкин объяснил отсутствие оправдательных приговоров во Владимирской области

За год в регионе лишь двух человек суд признал невиновными

В 2017 году суды Владимирской области лишь два раза выносили оправдательный приговор по уголовным делам. Всего же таких дел рассмотрели 8805 штук. В обоих случаях обвинения снимали с женщин. Александровский городской суд оправдал обвиняемую в даче заведомо ложных показаний, в областном суде невиновной признали женщину, которую следствие считало организатором и подстрекателем убийства. Практика почти полного отсутствия оправдательных приговоров сложилась не в первый год: в 2015‑м и 2016‑м годах таких приговоров было по три.

Подобная ситуация наблюдается и в целом по России: если в 2014 году оправдательных приговоров было 0,54%, то в 2016‑м их количество сократилось до 0,36%.

Председатель областного суда Александр Малышкин считает такое количество оправдательных приговоров логичным для существующей судебной системы. Главный судья региона уточнил, что большинство дел, фигуранты которых не признаются виновными, просто не доходят до судебной стадии. Еще ряд процессов завершается благополучным для обвиняемых исходом из-за примирения сторон или освобождения от ответственности.

«Когда мы говорим о незначительном количестве оправдательных приговоров во Владимирской области и вообще по Российской Федерации, следует сказать, что мы обычно это с чем-то сравниваем. Чаще всего сравнивают с итогами работы судов в США. Чтобы сравнивать, нужно понимать принципиальное различие в формах судопроизводства. В США − англо-саксонская система права, и у нас − континентальная система. Там нет предварительного расследования и нет следственных органов в нашем понимании. Все дела сразу идут в суды и на стадии предварительного следствия ничего не прекращается. У нас расследуют дела и следователи МВД, и СК, и другие структуры. Они прекращают огромное количество дел, которые не попадают в суд», − заявил Александр Малышкин.

10 24 21

Серьезным фактором сокращения оправдательных приговоров также признают значительное увеличение числа дел, которые рассматриваются в особом порядке. Это процессуальное новшество в России ввели в 2009 году, а уже в 2010‑м во Владимирской области 50% уголовных дел рассмотрели в особом порядке. В 2016‑м доля таких дел выросла до 70%, в 2017 году она составила 71%. В общероссийской статистике количество рассматриваемых в особом порядке дел значительно ниже − 65,5%.

Сделка со следствием предполагает заключение досудебного соглашения о сотрудничестве между обвинителем и обвиняемым. В обмен на признание в преступлениях и предоставление информации о них обвиняемый получает гарантию того, что приговор не будет суровым − суд не может вынести приговор, превышающий две трети максимального наказания, предусмотренного статьей обвинения. С другой стороны, такой порядок не предполагает вынесение оправдательного приговора.

При рассмотрении дел после сделки со следствием суд не исследует доказательства обвинения на судебном заседании. Это некоторым образом увеличивает вероятность судебных ошибок и злоупотреблений со стороны участников следственного процесса. Положительной стороной для суда при этом является существенное уменьшение сроков рассмотрения дела. Сделку со следствием не предусматривают процессы, где обвиняемому грозит срок больше десяти лет лишения свободы.

«Сегодня [на областном совещании судей] я сказал: «Не знаю, как оценивать, с плюсом или с минусом, но число таких дел растет». За 2017 год у нас таких дел 71%. Это значит, что обвиняемые признали вину, согласились с объемом обвинения и ходатайствовали о рассмотрении дела в особом порядке. В этом случае оправдательный приговор в принципе невозможен. То есть остается [для теоретически возможного оправдательного приговора] всего 30% дел, рассмотренных в общем порядке», − крайне осторожно прокомментировал судебную статистику Александр Малышкин.

Back to top button