Противники битумного завода, свинокомплекса и мусорного полигона объединились против «приезжей» Орловой
Как общество относится к власти
Как уже сообщал ПроВладимир, 6 марта в филармонии прошел круглый стол «Что не так», организованный Общественной палатой России. На нем произошла стычка между представителями власти и гражданскими активистами. Чиновники обвинили протестующих жителей в том, что они «раскачивают ситуацию», и предложили «административно наказывать» за критику губернатора. Общественники ответили заявлениями о коррупции во власти, бездумном принятии решений, подлоге и вранье гражданам.
Председательствовал на мероприятии член Общественной палаты России Александр Точенов. Его способности модератора оставляли желать лучшего. Несогласные с действиями чиновников жители региона, для которых диалог с управленцами – уже не вариант, видимо, надеялись донести свою позицию хотя бы до московских общественников и губернатора. Для этого некоторые даже приготовили красочные плакаты: руки-то привыкли к топорам, а язык – к кричалкам на митингах. Однако Светлана Орлова на круглый стол не явилась, а зависимые от власти члены Палаты предпочитают не вмешиваться в подобные конфликты, руководствуясь принципом «кабы чего не вышло». Так что затея быть услышанными для всех участников обсуждения была обречена на провал.
«ТАКАЯ У НАС БЕЗОТВЕТСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ»
В начале заседания вице-губернатор Сергей Невзоров заявил, что для Белого дома «нет ничего важнее того, чтобы жители нашей области жили лучше». Однако первый же выступающий «от народа» – член инициативной группы против строительства «битумного заводика» рядом с деревней Рукав Андрей Прокофьев – эти слова опроверг.
Андрей Прокофьев с микрофоном
Описывать всю историю противостояния селян с чиновниками мы не будем. Важнее то, как сегодня жители, которые фактически проиграли «войну» за экологию, оценивают действия властей. По мнению Андрея Прокофьева, из уст управленцев звучит лишь «наглая ложь», что с гражданами все вопросы согласовали. Созданную на битумном предприятии рабочую группу несогласные не считают легитимным органом, а публичные слушания по вопросу строительства завода проводились тайно и для галочки. Сейчас же власти делают лишь «безответственные» заявления: мол, пусть производство сначала заработает, а если будет что-то нарушено, то его закроют.
«Накануне у нас с губернатором состоялась очная полемика. Я еще раз хочу донести до общественности ситуацию, которая сложилась вокруг строительства нефтехимического предприятия 1‑го класса санитарной опасности. У людей разрешения на строительство этого предприятия никто не спрашивал. Если губернатору докладывают, что с жителями все решено, то я заявляю, что это наглая ложь. Все эти рабочие группы преследуют цель завуалировать, сделать видимость того, что с жителями вопрос решен и решается, и по большому счету являются махинацией и подлогом местной власти.
Мы написали заявление губернатору с 500 подписями, но нас никто не слушает. Что же говорят? «Если при работе завода будут нарушения, то мы его закроем». Как можно охарактеризовать такие слова? Я отвечу: безответственность, потому что органы власти, которые проводили публичные слушания и выдавали разрешение на строительство, должны не формально подходить к этим процедурам. Такая у нас безответственная власть. Мы считаем, что дальше будет хуже, и как только завод начнет работать, то никто его уже не остановит, и заявления чиновников различного уровня, что его закроют, – это безответственные слова», – сказал Прокофьев.
В защиту губернатора выступил сити-менеджер Андрей Шохин. По его мнению, жители Рукава просто заняли позицию: «что-то нравится, что-то не нравится услышать». На самом же деле, и губернатор, и мэрия всех слушают и все вопросы обсуждают с гражданами. Вдобавок протестующие проиграли властям суд, а значит, все законно. В конце прозвучали и традиционные слова об открытости инвестора и чиновников:
«А так на этом предприятии создана рабочая группа. Они открыты – приходите, смотрите. У губернатора позиция простая: если там что-то будет плохо, тогда сама будет вмешиваться и дальше будет решать эту задачу уже на другом уровне».
«МЕГАСВИНОКОМПЛЕКС» И «МЕГАПОЛИГОН»
По тому же сценарию шло обсуждение свинокомплекса под Суздалем и мусорного полигона под Киржачом. Протестующие против планов компании Вадима Дымова построить сельхозпредприятие в Суздальском районе подготовились к круглому столу. Они даже нарисовали плакаты со свиньями на фоне куполов и скандировали «Дайте слово. Это вопрос жизни и смерти наших детей».
От инициативной группы выступили супруги Татьяна и Михаил Кадыковы. Они заявили, что слова «Суздаль» и «мегасвинокомплекс» несовместимы, что земельный ордер на подготовку площадки выдавался коррупционным путем и что 2500 жителей района уже подписались против предприятия. Активисты добиваются не отмены строительства, а переноса объекта.
В пику им выступил гендиректор ООО «Тарбаево» Александр Филатов. Он сказал, что инвестор – Вадим Дымов – делает все по закону, а вдобавок хочет развивать соседние населенные пункты, восстановить там школу, клуб, отремонтировать дороги и т.д. И не стоит заблуждаться, что душа за Суздаль болит только у протестующих:
«За Суздаль болеют не только те, кто кричит, но и в Москве, Новосибирске, Хабаровске. Суздаль – это звезда не только Владимирской области, это звезда всей России. Мы открыты для всех. Мы пошли по этому пути не потому, что нам нужна какая-то прибыль и прочее. Мы могли в другом месте построить. Но у нас есть планы по развитию деревни Тарбаево, мы хотим строить здесь животноводческий комплекс на 400 голов КРС, мы хотим строить населенный пункт для наших людей, мы уже разобрали проект строительства дорог, мы будем восстанавливать школу, восстанавливаем уже клуб, и это все не просто слова. А вот кто просто говорит – скажите, что делаете вы? Все, что требуется по закону, будет делаться».
От инициативной группы против открытия «мегаполигона» в селе Филипповское Киржачского района присутствовал Борис Благославов. Ничего нового он не сказал, лишь заметил, что законодательство в сфере экологии необходимо менять, а чиновникам следует думать, прежде чем принимать какие-то решения.
«Мы работаем в сфере особой опасности. Сегодняшние законодательные акты не отвечают вызовам времени. Я не пожелаю ни губернатору, ни одному здесь сидящему иметь в 500 метрах от вашего дома мусорный полигон. Но это сегодня санитарная норма», – сделал вывод Благославов.
«ОНА ПРИЕЗЖАЯ И НАС НЕ ВОСПРИНИМАЕТ КАК ЖИТЕЛЕЙ»
Казалось бы, проблемы по каждому объекту обозначили, и следовало бы их обсудить, но стремления к диалогу не было ни у кого. Жители уверены: власти заговаривают им зубы, заявляя, что «никакого проекта нет», а сами за их спиной готовят необходимые документы и принимают решения. И такой «обман людей» возведен в нашей области в систему. Эти мысли активисты высказали в эмоциональной форме, подчас переходя на выкрики.
Кадыкова: Дымов проект отдал во Владоблэкспертизу, и через месяц, если все сложится, будет разрешение на строительство. Учитывая, как наша областная власть поддерживает проект, причем прямо было заявлено «Мы будем бежать за этим инвестором и всем советуем это делать», он без каких-то проблем, без государственной экологической экспертизы получит разрешение на строительство.
Точенов: Это допущение.
Прокофьев: Это система. Наш пример показывает, что власти врут людям, что «подождите, проекта нет, че вы суетитесь, этого нет – че вы суетитесь». А потом раз – завод уже стоит. А потом такие истории получаются – Филипповское, дымовский, вот эти все проекты, это они и есть. Люди уже не верят никому, потому что везде обман на любых уровнях.
Из зала: Это система работы администрации, это система работы обмана людей. Она приезжая и нас не воспринимает как жителей. Вот о чем речь.
Точенов: Вот это не так.
Из зала: Это так. Нас обманывают постоянно.
Во второй раз стороны обменялись любезностями и откровенностями по мусорному вопросу. Член областной Палаты Александр Крутов обвинил выступающих граждан в том, что они «эгоистически подходят» к собственным проблемам и устраивают «базар». А на самом деле, власти их слышат, все готовы с ними встретиться и обсудить вопросы «открыто, спокойно и ясно». Борис Благославов ответил провластному общественнику:
«Позвольте возразить – это не так. Если мы собрались для того, чтобы выслушать ваши объяснения, где есть «что не так», то давайте поставим точку и разойдемся. Сегодня баланс между властью и обществом невозможен. Одна сторона находится в тяжелом положении – власти. У второй стороны – народа – нет инструментов влиять на власть, кроме выборов, и это большая тоже проблема. Других инструментов нет. Закон об общественной палате не работает, публичные слушания – это фикция. Поэтому дайте людям активное право влиять на принятие решений, которые относятся к их условиям жизни».
Эти слова, как и все сказанное на круглом столе, растворились в пустоте. Ведущий мероприятия Александр Точенов лишь успокоил собравшихся, что в будущем в область приедет комиссия Палаты по экологии и разберется, что к чему. Пока же есть «передергивание» фактов и отсутствие взаимопонимания, ведь предприятия нужно открывать, а мусор нужно утилизировать, но никто не хочет, чтобы это было рядом с их домами.
В общем, ответить на заданный вопрос «Что не так во Владимирской области?» можно словами из песни Владимира Высоцкого – «все не так, все не так, как надо».