«У нас не 37‑й год». Пантюшин объяснил, почему не закрывает пожароопасные торговые центры
Облпрокурор предупредил: «Тюрьма тоже у нас подготовлена»
По итогам проверки всего 149 торговых центров и прочих социальных объектов прокуратура и МЧС выявили более 1400 нарушений пожарной безопасности, внесли 130 представлений и возбудили 122 административных производства. Об этом вчера на пресс-конференции рассказали руководители областных ведомств Игорь Пантюшин и Владимир Белозеров. Контролирующие органы не нашли ни одного полностью безопасного торгово-развлекательного центра.
В начале общения с журналистами Пантюшин заявил, что ведомства «не хотели бы устраивать гонку за показателями или показательную порку». Лично он не считает всех предпринимателей плохими. Многие к проверкам относятся адекватно, устраняют нарушения и даже добровольно закрывают учреждения, как это сделали владельцы кинотеатра в Муроме и торгового центра в Киржаче. Другие же, наоборот, сопротивляются, говорят о давлении на бизнес, пытаются схитрить и лишь создают видимость безопасности граждан.
«Не все восприняли адекватно те позиции, которые мы указали. Меня тоже возмущает, что мы защищаем их права, стараемся не обидеть, даем какие-то преференции по налогам, даем преференции по развитию бизнеса. И бах – такое отношение к своим согражданам. К сожалению, в семье не без урода. Мы не можем сейчас закрыть всю область из-за мелких нарушений и просто создать условия для того, чтобы мы не смогли ни получить продукты питания, ни сходить в торговый центр. Но с этим мириться никто не будет. На кону стоят жизни людей», – заявил облпрокурор.
Во Владимире ни один крупный торгово-развлекательный объект не прошел проверку на безопасность. Спикеры сообщили: в «Крейсере» выявили незаконную перепланировку и ресторан на 4‑м этаже, «стандартный набор» недостатков – в «Самохвале» и «Факеле», «есть много вопросов» к «Торговым рядам», (отсутствует автоматическая система пожаротушения, и неисправны огнетушители) и «Киномаксу» (отдельные подвальные помещения лишены эвакуационных выходов) и так далее. Полный отчет по нарушениям МЧС изложило в отдельном файле.
Самые большие, «грубейшие нарушения», по словам Игоря Пантюшина, – в «Копеечке» на Большой Нижегородской. Там на четвертом этаже располагается детский центр «Антошка», что само по себе запрещено (выше второго этажа подобные заведения размещать нельзя). Есть вопросы по эвакуационным выходам, системам пожаротушения и оповещения граждан. Руководитель регионального управления МЧС Владимир Белозеров заметил, что этим объектом ведомство начало заниматься с момента открытия в 2015 году, однако добиться его закрытия или хотя бы приведения в порядок власти так и не смогли. В итоге пожар, подобный кемеровскому, мог произойти и во Владимире.
Почему эта ситуация вообще стала возможна, силовики ответили расплывчато, сняв с себя ответственность. Пантюшин и вовсе заявил, что «у нас не 37‑й год».
«Копеечка» на Большой Нижегородской
Белозеров: С 1 января 2016 года были внесены изменения в законодательство, и малый бизнес не подлежал проверкам, вообще не подлежал проверкам. Мы живем в законодательном таком шаре, и мы должны его исполнять. Вы правильно задали вопрос, почему он работает. Но у нас нет таких полномочий, прямо его взять [и закрыть]. Раньше такие полномочия были: инспектор приходил, выявлял явные нарушения, что в случае пожара может произойти трагедия. Он просто выносил постановление, опломбировал это здание, и на этом все заканчивалось. Сейчас такое решение может принять только суд.
Для того чтобы идти в суд, это такую огромную работу нужно провести, это такая доказательная база. Потому что те нарушения, которые выявлены, – для суда это не факт. Нужно подтвердить, что эти нарушения являются угрозой здоровью и жизни людей. Это проведение ряда экспертиз. Это пожарно-техническая экспертиза. Эта экспертиза проводится порядка двух-трех недель, так законом определено, потому что идти в суд, не имея почву для этого, завтра суд это отменит.
Пантюшин: В первую очередь, [это недоработка] тех, кто эксплуатирует эти помещения. Нет доверия к предпринимателям. Есть только цель – нажива у отдельных товарищей. Санкции – вот они такие. Процедура там очень сложная. Я же не могу, у нас не 37‑й год, пойти и какие-то свои санкции применить и закрыть его, просто замок повесить на него и все. Людям сказать – не ходите в этот торговый центр – тоже не могу. Поэтому мы со своей стороны предпринимаем все меры, чтобы люди чувствовали безопасно себя. Не подумайте, что я для красного словца говорю.
Сейчас на карандаше у силовиков – порядка десяти торгово-развлекательных центров, деятельность которых могут приостановить. Но дойдет ли до этого – большой вопрос. Вроде как областные власти во главе с губернатором уделили внимание проблеме. Опять будут проверять законность построек, разрешительную документацию, штрафовать, проводить учения и тренировки, но корень зла Игорь Пантюшин видит в человеческой натуре, ведь одни бизнесмены, по его мнению, поступают по совести, а другие – наживаются на здоровье, безопасности и жизнях людей.
«Вы говорите о добросовестности предпринимателей, но это тоже, наверно, и человеческий фактор больше играет. Кто-то честный человек, а кто-то идет на всякие уловки. Поэтому есть такая поговорка: умных много, но и тюрьма тоже у нас подготовлена. Я думаю, после всего, что происходит в нашей стране и в нашем регионе, я имею в виду в плане наведения порядка, только безумец пойдет дальше нарушать и продолжать нарушения, потому что это грозит очень тяжкими последствиями. Никто руку помощи потом протягивать не будет», – предупредил прокурор.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ:
Владимирская «Копеечка» вызвала «максимальные опасения» у МЧС и прокуратуры