Итоги «Арт-Субъекта»: один субъект на фестивале актуальных искусств
Зачем и почему этот проект нужен городу?
В последнюю декаду апреля самым заметным событием во Владимире стал фестиваль актуальных искусств «Арт-Субъект». На площадке бывшей фабрики музыкальных инструментов развернулись несколько тематических цехов с разнообразными площадками и даже своим собственным фудкортом. По просьбе ПроВладимира, участник пресс-службы проекта Елена Лёзова от первого лица рассказала о самой масштабной культурной и современной площадке нашего города. Зачем фестиваль нужен городу, как он изменяется и развивается – рассуждают организаторы, участники и посетители.Перед деревянной лестницей останавливаюсь и задираю голову вверх: вижу большие металлические буквы. Фестиваль актуальных искусств называется «Арт-Субъект». Значит, это сразу намек на индивидуальность творчества, представленных работ, возможность постигать искусство только при условии непрекращающегося препарирования себя как субъекта этого дивного мира, да?
Надпись на фасаде бывшей фабрики музыкальных инструментов блестит на солнце и, как бы подмигивая, приглашает внутрь, на фестиваль. Попробую узнать, что же они тут покажут на своем «Арт-Субъекте» и что по этому поводу думают и говорят.
Несколько лестничных пролетов, ресепшен, билет за 800 рублей сразу на все дни:
– Вот здесь Ирина Кулик говорит о музыке в авангарде и современном искусстве. Потом в том же цеху показывают документальное кино о российском художнике Тимуре Новикове. Можете сходить на экскурсию по выставке от кураторов.Думаю, мол, интересно, кто у них тут главный? Мне бы интервью поскорее для будущего текста записать. А то, боюсь, как начну постигать современное искусство, за уши не оттащишь.
Ко мне подходит высокий молодой человек: «Добрый день! Могу провести экскурсию по фабрике, показать вам, что где находится». Представился Кириллом Засориным, одним из соорганизаторов «Арт-Субъекта». Кирилл нашел помещение и договорился с владельцем о проведении фестиваля. Он же сделал всю электрику в помещении, составил бюджет фестиваля, контролировал и продавал билеты онлайн. Взял взаймы деньги на закупку материалов, запустил строительство экспозиций и покраску.– Фестиваль необходим для Владимира, это сильное, объединяющее людей событие – как мощная инфекция для города. Наконец-то набралась масса участников и организаторов, которые сделали действительно крупное событие. Уникальной стала личная встреча со студентами Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко и курса режиссера Сергея Соловьева. Фестиваль растет, и это видно невооруженным взглядом: площадка, количество участников, экспозиции, качество подачи информации, – делится Кирилл. – У фестиваля определенно есть будущее. Возможно, в другой форме: как некое пространство с масштабным событием раз в год или как несколько разрозненных мероприятий.
Кирилл советует идти в кинозал, ведь там с минуты на минуту будут показывать работы студентов режфака ВГИКа, мастерской Сергея Соловьева. «О, кино все-таки будет, кинщик не заболел!» – сам пошутивший и сам посмеявшийся, шагаю в первый цех.
В кинолектории по душе. Просмотр картины чередуется с обсуждением в присутствии автора работы. Многолюдно, динамично, насыщенно. Тут и сказочный Сухум глазами маленького мальчика от Атаны Агрбы, и история Юлии Дудиной о молодом парне, который устраивается в магазин антиквариата и встречает там прекрасную девушку по имени Аделаида, и монохромное погружение в тревожное подсознание главного героя на фоне сюрреалистичных пейзажей Турции от Дилары Шахин. Задаются вопросы преимущественно содержательного плана: в чем идея, как трактовать поведение героя, а почему такая тема? Редко – про звук, цветокоррекцию, сложности и количество потраченных ресурсов.После показа подхожу к куратору программы игрового кино Николаю Лупанову. Как кинорежиссер Николай снял фильм «Механика» и тоже презентовал на фестивале. Это история о том, как молодой ученый Алексей Романович собирает в лаборатории коллег, чтобы презентовать свое открытие, и все ждут его учителя – Павла Егоровича.
Обсуждаем фильмы и фестиваль:
– Говоря о нужности фестиваля для Владимира, представим, что город – это тело, а «Арт-Субъект» – капельница. Как реагируют на нее безнадежные алкоголики? Конечно же, они не любят капельницы. Только если вот раз в год капельницу не ставить, то можно умереть под забором судьбы, – считает режиссер.Еще, по его мнению, «на данный момент «Арт-Субъект» – это в каком-то смысле подпольная внутренняя империя, объединяющая человек десять. Аппетиты этих людей растут, растет желание фестиваля быть значительным событием Владимира, а может, иметь и всероссийский масштаб. У фестиваля есть будущее, потому что амбиции – это очень хорошо. Однако должны смениться руки, которые держат руль, ибо руль в диаметре стал довольно большим. Те организаторы, которые начинали этот фестиваль и ценой своего времени и здоровья держат его на плаву прямо сейчас, просто не справятся с этой прогрессией собственных желаний».
– Продюсеры не снимают кино, они курируют его рождение, принимают роды, но при этом не рожают. С фестивалем так же: кто-то должен писать картины и фотографировать, а кто-то должен заниматься продвижением. Если это фестиваль актуальных искусств, то как минимум должен быть цех, придумывающий форму подачи для столь искушенной и активной владимирской публики. Анонсы, загадки, тайны, реклама в форме квеста, чудной символ фестиваля, растиражированный с помощью трафаретов по городу – промо? Мне кажется, это промо. Странные ролики в духе Линча, внятная, последовательная программа, где постоянная экспозиция разделена с разовыми событиями – все это нужно обдумывать. Нужны две площадки, одна – с пространственным искусством, а другая – с временными искусствами: кино, музыка, перформансы. Эти площадки должны быть в разных местах города. Нужно составить неожиданное расписание, в котором указывается, кто за кем и когда «детонирует» события.
Пока мы говорим, нас снимает фотограф пресс-службы «Арт-Субъекта» Анастасия Пронякова. В этом году более-менее организованная команда взялась за информационную поддержку фестиваля. В официальных интернет-ресурсах мероприятия появляются интервью с организаторами, тизеры, фотоотчеты.
– «Арт-Субъект» – это частичка жизни и самовыражения нашего древнего, якобы культурного города, – делится мыслями Анастасия. – Грустно, но от былой роскоши осталась только эта древность. Какой-то культурный застой: выставки, концерты и прочая кутерьма в нашем городе – либо всеобщий праздник, либо закрытая вечеринка. А на фестивале происходит популяризация того, чем грезит культурная публика. Фестиваль для того, чтобы люди не уезжали из города со словами, мол, хочу творить, но меня тут никто не примет. Сейчас они могут прийти на фестиваль, посмотреть на чужие работы, свои выставить, обзавестись полезными контактами.Фотограф меняет объектив и продолжает говорить, что «о фестивале узнала год назад, когда он проводился второй раз и длился два дня. Выставка была небольшая, посетители подходили к авторам и задавали много вопросов: а почему тут так нарисовано, а в чем суть, а почему Эзра Паунд? Лекции были о развитии искусства, о перформансах активистов. Удалось зарядиться творческим сумасшествием и желанием работать. В этом году фестиваль длится девять дней и размещается на фактурной локации. Подход к работе у организаторов тоже стал серьезнее. Шире география участников, больше площадок внутри фестиваля, больше информации в СМИ. Теперь «Субъект» – не просто выставка, а аккумуляция всех видов творчества под одной крышей».Путешествуя по цехам, замечаю небольшую группу молодых людей. «Если это посетители, непременно нужно узнать их впечатления», – и врываюсь в диалог.
– Я вот пришла на фестиваль одна и, пока мои друзья подтягивались, завела кучу новых знакомств с художниками, музыкантами – местными и приезжими. Ни разу не писала на осколке зеркала маркером, а тут расписалась сразу на двух: качества, которые ценю в людях, – на одном, и те, что отталкивают, – на втором. Осколки клеятся на стену. К концу дня они сложатся в целое зеркало, через гладь которого мы познаем себя и людей вокруг, – делится ощущениями студентка София Летка. – Если меня попросят описать фестиваль тремя словами, то… «авангардная тусовка 80‑х». На кинопоказе документального фильма «Ноль объект» при просмотре я подумала, что та атмосфера очень смахивает на происходящее действо на фабрике.
За документальное погружение зрителей на фестивале отвечает Наташа Касьянова. Она курирует ДК – показы неигрового кино и обсуждение фильмов с авторами во Владимире.– «Арт-Субъект» помогает знакомиться местным художникам, художникам в широком смысле: хореографам, фотографам, музыкантам. Современное искусство работает в междисциплинарном поле, нет уже чистого танца, чистого кино, чаще всего это синтез искусств, – считает Наташа. – Можно выйти из законсервированного локального сообщества и познакомиться с художниками из Москвы, Питера, Сибири, Урала. За время фестиваля к нам приехало более сорока человек, и ценно, что с каждым из них можно было лично пообщаться. Это такой мощный обмен опытом! Еще для меня важен «Арт-Субъект» как образовательная площадка. Где еще во Владимире услышишь о работе со звуком и региональным контекстом в современном искусстве, о нейротехнологиях и генеративном искусстве от ведущих специалистов?Каждый взгляд субъективен, но в каждом есть и своя правда. Вынося в название «субъект», организаторы, мыслится, на это и намекали. Будь ты танцор, плотник, швея, режиссер – произвести на свет продукт творчества может любой художник. И фраза недоуменного зрителя у нарисованной пылью картины, мол, «и я так смогу!», подходит тут больше всего. Да, сможешь.
Фото: Анастасия Пронякова, пресс-служба фестиваля, из личных архивов участников.
Читайте также наш репортаж «Как «Арт-Субъект» прививает искусство владимирцам».