Жизнь

Обезболивание в 33‑м регионе: пациенты страдают, но не жалуются

Владимирские врачи назначают неэффективное лекарство

В минувшую пятницу, 28 октября, на круглом столе директор регионального фонда ОМС Ольга Ефимова отчиталась, что во Владимирской области не выявлено нарушений прав пациентов на обезболивание.

«Ни фонду ОМС, ни страховым компаниям неизвестны такие факты, чтобы пациент нуждался в купировании боли, а доктор не выписал обезболивающее средство. Также не выявлены случаи несвоевременного обеспечения пациентов обезболивающими препаратам», – цитирует Ольгу Ефимову пресс-служба департамента здравоохранения.

На этом же круглом столе директор фонда ОМС призналась, что проблема с обезболиванием все-таки есть: назначаемое лекарство не работает. Эту же проблему озвучили на мероприятии представители Росздравнадзора.

«Пациент приходит к врачу, получает наркотик, но в итоге все равно вызывает скорую медицинскую помощь, потому что обезболивание оказалось неэффективным», – высказалась директор территориального фонда ОМС.

Руководитель департамента здравоохранения Александр Кирюхин напомнил, что по новым правилам пациенты могут забирать при выписке обезболивающие препараты с собой, а дозу при необходимости можно удвоить.

Такого рода «смягчение» законодательства в отношении назначения обезболивающих произошло после громкого случая самоубийства контр-адмирала Вячеслава Анапасенко в феврале 2014 года. В предсмертной записке он возложил ответственность за свою гибель на «Минздрав и правительство». Семья не успела собрать нужное количество подписей на рецепте для необходимого обезболивания.

При определенных заболеваниях, а это в первую очередь запущенные стадии рака, болезни костей и суставов, человек испытывает настолько сильные боли, что никакие другие обезболивающие, кроме опиоидных, не могут помочь. Причина в специфическом воздействии опиоидов на механизмы передачи сигнала боли нервными клетками.

В нормальном состоянии организм человека настроен на постепенное затухание боли, даже если ее источник не исчезает. В случае хронической боли организм к ней не адаптируется. Хроническая боль способна достигать такой силы, что пациент сам ломает себе кости.

В этом свете заявление главы регионального фонда ОМС о том, что все больные владимирского региона получили обезболивающие, но иногда лекарство не работает, не внушает оптимизма. Показательно, что в один день с круглым столом газета «Коммерсантъ» сообщила о жалобе владимирского пациента.

«Буквально на прошлой неделе были проблемы во Владимирской области, когда ребенку не назначали обезболивающие препараты, пока мама не обратилась с жалобой на горячую линию Росздравнадзора. Нужно и образование врачей: очень часто не умеют подбирать схемы обезболивания так, чтобы, с одной стороны, снять боль, а с другой стороны, чтобы передозировка препарата не привела к каким-то побочным явлениям», — отметила директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова.

Трудно поверить, что эта жалоба стала первым случаем за год. Смягчение законодательства после случая Анапасенко существенно улучшили положение российских нуждающихся в обезболивании, но далеко не решили проблему. Только в Москве и только в феврале 2015 года покончили с собой 11 онкобольных.

Большой трудностью остается незнание медработниками современных способов обезболивания, несвоевременное назначение опиоидных анальгетиков, приверженность только одной форме (инвазивные лекарства, тогда как таблетки или пластыри врачами назначаются редко). По данным Коммерсанта, доступность опиоидных анальгетиков в стране составляет 75%, неинвазивных форм – 50%. В России всего один препарат, который можно назначать для обезболивания детям.

В настоящее время общественные организации и благотворительные фонды разрабатывают дорожную карту обезболивания. Планируется, что решить эту проблему в России удастся к 2018 году.

Back to top button