Зачем научной библиотеке антинаучные книги? Отвечает Михаил Колков
С каким багажом библиотека подходит к всероссийскому конгрессу
С 12 по 18 мая 2018 года во Владимирской области при поддержке Минкульта пройдет всероссийский библиотечный конгресс. По заявлению властей, региональным библиотекам есть чем гордиться и чем удивить коллег из других регионов. Главная библиотека области работает также и как бесплатное антикафе с приятным интерьером и бесплатным Wi-Fi.
Учреждение становится менее академичным и более дружелюбным для обывателя. У процесса есть и отрицательные стороны: все чаще на выставочных стендах научной библиотеки можно встретить антинаучные книги низкой художественной ценности − об альтернативном происхождении славян, о волшебных вмешательствах потусторонних сил в ход российской истории, о превосходстве одного народа над другими.
О том, зачем научной библиотеке такая «реклама», на сегодняшней пресс-конференции по просьбе ПроВладимира рассказала руководитель Татьяна Брагина. По словам директора, таким образом культурное учреждение отвечает на запросы читателей. Из ответа Татьяны Брагиной следует, что библиотека не собирается отказываться от подобной практики.
«У каждой библиотеки есть профиль комплектования, и хоть мы и научная библиотека, мы в первую очередь стараемся комплектоваться изданиями издательства «Наука» и подобными. Однако у нас есть отдел абонемента − это массовая библиотека в библиотеке, куда приходит большое количество населения области и города. Мы еще комплектуемся и по запросам пользователей. Понятно, что не все запросы мы удовлетворяем. У нас на сайте есть раздел «Комплектуем фонд вместе», где мы собираем пожелания наших пользователей. Если один человек спросил книгу, затем второй человек спросил эту книгу − тогда мы тоже пытаемся каким-то образом такой спрос закрыть».
Татьяну Брагину поддержал вице-губернатор по социальной политике Михаил Колков. По мнению заместителя главы региона, книгами с альтернативной точкой зрения на действительность можно не только привлечь читателя, но и спровоцировать его на полемику с библиотекарем.
«Книги, которые [читатели] встречают на первых стеллажах, сразу на входе − это, в основном, приглашение к читателю вступить в диалог с библиотекой. Задача здесь заинтересовать. И тут действительно может оказаться, что популярная книга, которая будет далеко не лучшая по содержанию, но красиво оформлена, броский заголовок, известное имя на обложке − это приглашение к разговору. Можно сказать, что это полемический заход в попытке построить диалог пришедшего читателя с библиотекой. Потому что библиотекарь ждет, когда придет читатель, который задаст ему вопрос».
Подобной логикой Михаил Колков объяснил приглашение на предстоящий «Библио-Бу! Фест» популярного российского писателя и публициста Михаила Веллера, чьи книги профессиональные историки подвергают жесткой критике. Михаил Веллер представит на книжном фестивале произведение «Огонь и агония» о «русской классике как облике национальной депрессии». Независимо от научной ценности, презентация обещает быть интересным событием.
По словам Татьяны Брагиной, из областного бюджета на пополнение книжного фонда и покупку периодики Областной научной библиотеке выделяют 8 млн рублей. Каждый год библиотека приобретает 25 тысяч новых книг, большую часть которых составляют научные издания.
Областная детская библиотека получает от властей 3 млн рублей, библиотека для слепых − 1 млн рублей ежегодно. Михаил Колков признал, что проблемы с фондом есть у районных библиотек, пополнение которых ложится на плечи муниципальных властей. В районах при скудных бюджетах жертвовать деньги на библиотечные фонды не торопятся.