Культура

ВСМЗ оштрафовали на полмиллиона за трещины на Золотых воротах

Игорь Конышев ответит за недоработки предшественников

Владимиро-Суздальский музей-заповедник заплатит штраф в 500 тысяч рублей за неудовлетворительное состояние Золотых ворот. Прошедшая в сентябре прошлого года проверка управлением министерства культуры РФ по ЦФО показала, что памятник всемирного наследия ЮНЕСКО покрыт трещинами и срочно нуждается в реставрации, однако ее все никак не проводят. Изъяны обнаружились и на других объектах ВСМЗ – в частности, на Успенском соборе, но дело об административном правонарушении по этому памятнику прекратили за истечением срока давности.

31 января в Октябрьский районный суд города Владимира поступило сразу два дела об административном правонарушении со стороны музея-заповедника. 7 февраля подоспел третий иск, но его возвратили заявителю по истечении срока давности. Все дела рассматривала судья Вера Баштрыкова. ВСМЗ вменялось правонарушение по части 2 статьи 7.13 КоАП РФ«нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ, совершенное в отношении объектов культурного наследия, включенных в список всемирного наследия». Максимальное наказание за это предусмотрено для должностных лиц – от 50 до 500 тысяч рублей, для юридических – от 1 до 20 млн рублей.

20130723 img 9892

Суть нарушения владимирским музеем законодательства по первому делу заключалась в следующем. 8 июня 2012 года было утверждено охранное обязательство в отношении Золотых ворот, согласно которому ВСМЗ должен был разработать научно-проектную документацию на проведение реставрационных работ, а также произвести:

- установку информационной надписи на объекте – до 30 октября 2012 года;

- ремонт фасадов – в 2012 – 2016 гг.;

- ремонт столярных заполнений – в 2012 – 2016 гг.;

- ремонт внутренних помещений – в 2012 – 2016 гг.;

- ремонт системы вентиляции – в 2012 – 2016 гг.;

- ремонт и приспособление контрфорсов – в 2012 – 2016 гг.;

- благоустройство территории – в 2012 – 2016 гг.

Тем не менее этого сделано не было. Проверка Минкульта показала, что Золотые ворота – а именно северная и южная пристройки, юго-западная башня и внешний облик памятника ЮНЕСКО в целом – находятся в «неудовлетворительном состоянии». Собственно, трещины на объекте появились уже давно, их заметили и горожане, и туристы, и реставрация Золотым воротам необходима. При этом в управлении Минкульта по ЦФО считают, что «работы по текущему ремонту не требуют сложной процедуры согласования, разработки проекта, а только требуется план проведения противоаварийных работ».

gemphaz vym

Конкретно федеральные чиновники обнаружили следующие «внешние и внутренние повреждения, оказывающие негативное влияние на его конструктивное, техническое, эстетическое состояния»:

- по всему периметру здания имеются нарушения целостности каменной кладки цоколя;

- каменные ступени лестниц имеют сколы, у одного из входов с юго-западной стороны здания разрушен порог;

- стены по всему периметру имеют разнонаправленные трещины штукатурного слоя, в некоторых местах штукатурный слой утрачен, оголена кирпичная кладка;

- кирпичная кладка фасадной стены северной пристройки от края перемычки центрального окна первого яруса до венчающего карниза здания имеет конструктивную трещину 15 – 20 мм;

- молниеотвод не закреплен;

- полы в южной и северной пристройках, в юго-западной башне – земляные, покрытия пола утрачены, на поле имеется строительный мусор и т.д.

В ходе разбирательства суд установил, что по ряду предъявляемых музею-заповеднику правонарушений истек срок исковой давности, который составляет один год. В свою очередь представители учреждения доказывали, что музею из федерального бюджета не выделяют столько денег, сколько необходимо на реставрацию всех 65 объектов, 7 из которых являются памятниками ЮНЕСКО. Также замначальника юридического отдела ВСМЗ Юлия Кувшинова на заседании заявила, что «в настоящее время состояние объекта является удовлетворительным, доступ к нему не ограничен».

5chxof17th 1409911113

Взвесив все за и против, Октябрьский суд оштрафовал музей на 500 тысяч рублей, что вдвое меньше минимального размера взыскания для юридических лиц. С одной стороны, Вера Баштрыкова не согласилась с объяснением непроведения ремонта Золотых ворот недостатком финансирования, с другой – все же учла финансовое положение ответчика.

Второе дело касалось реставрации Успенского собора. Охранное обязательство на этот объект было утверждено 18 мая 2012 года. По нему ВСМЗ также должен был разработать документацию на проведение ремонтных работ, а кроме того, провести:

- установку информационной надписи на объекте – до 30 октября 2012 года;

- реставрацию дверных заполнений – в 2012 – 2016 гг.;

- реставрацию напольного покрытия – в 2012 – 2016 гг.;

- реставрацию настенной живописи – в 2012 – 2016 гг.;

- реставрацию иконостаса XVIII века – в 2012 – 2016 гг.;

- ремонт внутренних электрических путей и электрооборудования – в 2012 – 2016 гг.;

- комплекс работ по обеспечению температурно-влажностного режима (вентиляция, кондиционирование) – в 2012 – 2016 гг.;

- благоустройство территории – в 2012 – 2016 гг.

Этого сделано не было, но по истечении срока давности производство по делу прекратили. 17 и 22 мая при рассмотрении апелляций областной суд подтвердил законность решений по обоим искам.

hzfwab5xrfi

Фактически предъявляемые музею-заповеднику претензии касаются работы еще предыдущего руководства учреждения, ведь Светлана Мельникова была гендиректором ВСМЗ с 17 июня 2010-го года по 17 июня 2016-го. Хотя часть ответственности лежит и на нынешнем начальнике музея-заповедника Игоре Конышеве, ведь далеко не все работы требуют больших вложений. Тот же молниеотвод, наверняка, можно закрепить и без серьезных финансовых вливаний. А вот для проведения комплексной реставрации памятников ЮНЕСКО они необходимы.

Как пояснил ПроВладимиру Игорь Конышев, в этом году Минкульт выделил музею-заповеднику на реставрацию 65 объектов ВСМЗ всего 12 млн рублей. Этих денег хватит разве что на ремонт фасадов колокольни суздальского Кремля. Реставрация же Золотых ворот предварительно оценивается в 100 млн рублей, но таких денег у музея нет, а Москва их пока не дает. Так что сохранение памятников истории, культуры и архитектуры по-прежнему сводится к «латанию дыр».

Back to top button