Фестивальное послевкусие: чем запомнилась «Дикая Мята-2018»
Три дня, более 70 музыкальных команд, многочасовые очереди и холодные ночи
В длинные июньские выходные в Тульской области под Алексиным прошел один из крупнейших российских музыкальных фестивалей «Дикая Мята». Рассказываем, чем он запомнился зрителям, приехавшим из разных городов страны, в том числе и из Владимира.
Фестивали, как известно, недешевое удовольствие, и «Дикая Мята» не является исключением. Непосредственно перед мероприятием стоимость трехдневного билета обходилась в 4,5 тысячи рублей – и это без оплаты места под палатку, автостоянки или трансфера. Впрочем, серьезные траты коснулись лишь тех, кто затянул с покупкой билета до самого мероприятия, на старте продаж можно было сэкономить более 50% от финальной стоимости. Также сберечь финансы смогли те, кто воспользовался предложением от официальных партнеров фестиваля – например, оператор сотовой связи Tele2 предоставлял своим абонентам и билеты со скидкой (для владимирцев – 25%), и абсолютно бесплатный трансфер от Москвы до места и обратно.
Но даже если не брать в расчет скидки, то сложно считать билет за 4000 рублей дорогим, учитывая, что на трех сценах фестиваля за три дня выступили более 70 музыкальных коллективов. Лайн-ап и разнообразие форматов одиннадцатой «Дикой Мяты» впечатляли. Приехали как уже хорошо знакомые дикомятной публике группы, так и те, которые отметились на фестивале впервые. Зрителей хватило на всех – они в буквальном смысле разгоняли тучи вместе с «НагУаль», учили грузинские слова с Mgzavrebi, притаптывали поле с Нейромонахом Феофаном, танцевали «медлячок» с The Hatters и бесконечно зажигали под «Браво», Good Times, Animal ДжаZ, «Громыку», Валентина Стрыкало и других.
Отдельным абзацем стоит упомянуть Земфиру Рамазанову, собравшую во время своего выступления до 20 тысяч зрителей. Судя по сообщениям в официальной группе фестиваля «ВКонтакте», часть публики ехала в Тульскую области исключительно ради нее. Ажиотаж объясним – певица не давала концертов полтора года. Выступление Земфиры на «Дикой Мяте» продлилось меньше часа, она исполнила несколько старых песен и одну новую – на стихи Иосифа Бродского «Новые стансы к Августе», которую публика ожидаемо встретила аплодисментами. Поддержка зрителей ощущалась и в тот момент, когда певица забыла слова одной из песен. Извинившись, она начала петь с начала, а потом поблагодарила собравшихся: «Только в нашей стране такое возможно – полюбив однажды, любят всю жизнь».
Владимирцы в этом году были не только среди зрителей фестиваля, но и среди участников. Происходит это не впервые – в 2016 году, например, на «Дикой Мяте» можно было увидеть «Рекорд Оркестр». В минувшие же выходные перед зрителями выступила певица Kate Nova (она же Екатерина Новожилова). Проект Kate Nova & Tunicates вышел на сцену Mamivata в третий день фестиваля. Судя по откликам зрителей, даже те, кто познакомился с творчеством Екатерины впервые, положительно оценили и тексты, и голос исполнительницы родом из Владимира.
Не секрет, что «Дикая Мята» редко обходится без «природных катаклизмов». Постоянные посетители помнят в прошлые годы и проливные дожди, и адскую жару. Одиннадцатый фестиваль запомнится лютым холодом. Если днем погода была вполне ничего – с неба почти не капало, да и солнце иногда выглядывало из-за облаков, то ночью столбики термометров опускались до 9 градусов, а по ощущениям – еще ниже. Учитывая, что пронос алкоголя на территорию «Дикой Мяты» официально был запрещен, народ согревался как мог. Увидеть человека, одетого по-осеннему да еще и закутанного в спальник, было легче легкого.
Тепло было разве что перед сценой – при условии, что вокруг активно танцевали, а также у нескольких костров, где независимо от наличия гитары самоорганизовывались клубы самодеятельной песни. Существенным бонусом стала возможность бесплатно выпить горячего чаю – например, в бренд-зоне Tele2, во время подзарядки гаджета или просмотра концерта. Но по утрам большинство разговоров все равно начиналось с обсуждения, кто и как пережил холодную ночь. Встреченные на фестивале и опрошенные владимирцы признавались, что укладывались спать не раздеваясь вовсе – в куртках, шапках и шарфах.
Еще одним «катаклизмом», уже не природным, на «Дикой Мяте-2018» стали очереди. Если вереница людей к туалетам, умывальникам и душам для фестивальной публики уже вполне обыденная вещь, то очереди к КПП для входа на мероприятие вызвали недовольство даже у самых терпеливых посетителей. В первый день приехавшим с рюкзаками и чемоданами (такие тоже были) приходилось стоять около двух часов для получения входного браслета, и еще столько же – на досмотр вещей. Организаторы и лично генеральный продюсер фестиваля Андрей Клюкин считают, что причиной стала электронная пропускная система, которая не справилась с потоком посетителей на «Дикой Мяте». Вину генпродюсер взял на себя, пообещав, что учтет негативный опыт. Его извинения звучали также с главной сцены фестиваля.
Что касается еды, то фудкорт на минувшем фестивале заполонили гамбургеры различной степени вкусности и по ценам приличных владимирских заведений. Разбавляли общую картину лапша вок и шашлыки, но в целом посетители отмечали однообразие кухни. Несмотря на холодную погоду, некоторые отважились есть мороженое, однако большинство все же стояло к общепиту с горячей едой.
Ярмарка на «Дикой Мяте» удивила не только хендмейдом (к примеру, там были представлены гипноигрушки Валентины Ивакиной из Владимира), но и товарами, которые к хендмейду отношения не имеют от слова «совсем». И речь тут не только о продукции с известного китайского сайта, но и о пряниках «ручной работы» – точно такие же можно найти в большом количестве в магазинах на Большой Московской. Хотя интересные вещи – вроде дизайнерской одежды, украшений и музыкальных инструментов – на «Дар-Базаре» приобрести было можно. Цены на товары зачастую покусывались и даже огрызались, но фестивальные ярмарки вообще не являются гарантом дешевизны – продавцам нужно «отбивать» оплаченные места.
Развлекательную программу фестиваля традиционно дополняли лекции, кинопоказы и спортивные турниры, а для детей была организована специальная локация с отдельной сценой. В бренд-зоне Tele2 можно было пообщаться с участниками «Дикой Мяты» и взять автографы – на площадку заходили музыканты групп «Кирпичи», Mgzavrebi, Brainstorm, The Hatters, Oligarkh. Мобильный оператор организовал онлайн-трансляцию с места событий – для тех, кто по каким-то причинам остался в длинные выходные дома. Интервью Тутты Ларсен со звездами и выступления хедлайнеров увидели на экранах смартфонов и мониторов почти 400 тысяч раз.
Судить о количестве жителей Владимирской области, приехавших на «Дикую Мяту» в 2018 году, сложно – такой статистики нет. Но среди абонентов Tele2, посетивших фестиваль, наши земляки были, и по сравнению с прошлым годом их число выросло в два с лишним раза. Интересно, что общая длительность звонков с мероприятия в наш регион составила около пяти часов, и это в шесть раз больше, чем в 2017‑м, – владимирцы стали значительно разговорчивее.
Судя по обещаниям организаторов «Дикой Мяты» учесть полученный опыт, планы на проведение фестиваля в следующем году уже есть. И можно надеяться, выражаясь словами дикомятного ведущего Федора Воскресенского, что «это будет легендарно».
⏺