Под Суздалем археологи нашли древнюю печать сановника
Сенсационная находка объяснила значение древнерусской иконы
Ученые института археологии РАН при раскопках селища под Суздалем обнаружили свинцовую печать начала XII века. Археологи считают, что находка принадлежала наместнику князя, либо духовному сановнику.
Найденная печать позволила впервые за долгое время открыть новое имя в домонгольской истории Северо-Восточной Руси.
«За последние полвека не появилось ни одного нового имени, относящегося к этой эпохе и этому региону. Поэтому появление нового исторического персонажа, нового не-княжеского имени − настоящая сенсация», − прокомментировал находку руководитель экспедиции, директор института истории РАН Николай Макаров.
В Ростово-Суздальской земле известны лишь имена князей и нескольких епископов, информация о которых содержится в летописях. Для сравнения, в истории Новгородского княжества, благодаря берестяным грамотам, мы знаем о торговцах, простолюдинах, их женах и детях.
Найденная двусторонняя вислая печать представляет собой свинцовый оттиск, которым с помощью нити скрепляли официальные документы, написанные на пергаменте. Печали оттискивали матрицей в виде щипцов.
Документы, скрепленные домонгольской печатью, как правило, не сохраняются. Тем не менее и сами печати несут немало информации. На лицевой стороне обычно на русском или греческом языке написан текст «Господи, помози рабу своему…», на обратной стороне изображен святой, в честь которого владелец получил имя.
Найденная под Суздалем находка полностью выполняет каноны: на круглой пластине диаметром 22 мм и толщиной 2 мм содержится надпись KEBO | HYHTVS | DWLVDA | MIANO( Κ[ύρί]ε βοήϑ[ε]ί τῶ σ[ω] δ[ο]υλω Δαμίανο) переводится как: «Господи, помоги рабу своему Дамиану» и дает ясное указание на имя лица, скреплявшего документы печатью: его звали Дамианом. На обратной стороне изображены святые.
«У них округлые молодые безбородые лица, у левого — кудрявые волосы. Правая рука левого святого показана в благословляющем жесте, положение левой неясно. У правого святого в правой руке находится какой-то вытянутый предмет, возможно, кодекс или сосуд, левая рука поднята. Святые облачены в хитоны: на груди и плечах можно увидеть складки одежды. Головы святых в точечных нимбах, в центре печати над нимбами буквы ОA, вокруг изображения точечный ободок. По сторонам изображений находятся колончатые надписи: возле левого святого — КОСМ , возле правого — ДАМИАН», − говорится в описании находки.
Подобные печати редки для северо-востока Руси, всего же известно около полутора тысяч подобных находок, относящихся к древнерусскому государству. Большая их часть (около 800), найдены в Новгороде. Также печати находили в Пскове, Белоозере и Рюриковом городище.
По суздальской находке можно сделать несколько предположений о ее владельце. Его звали Домиан, он, безусловно, занимал высокое положение в обществе, жил во второй половине XI − начале XII века. Так как в летописях князья с таким именем не упоминаются, можно предположить, что Домиан был церковным сановником, либо представителем князя, управлявшим суздальскими землями. Более точно определить статус владельца печати сложно, так как в летописях имеются пробелы в информации о иерархах Ростовской епархии того времени.
Ранее на территории северо-востока Руси археологи нашли круглые металлические образа с изображением парных святых. Некоторое время историки идентифицировали в изображении апостолов Петра и Павла. Против этой версии говорил тот факт, что святые изображены без бороды. Сопоставив находку с суздальской печатью, ученые пришли к выводу, что на иконах и на печати содержатся те же самые изображения.
Косма и Дамиан почитались на Руси как мученики, бессребреники, чудотворцы и врачеватели. Парные образы Космы и Дамиана хорошо известны в византийской и русской иконографии. Святых изображали с крестами в правых руках и с «сосудцами» для лекарств в левых, или с «перьями», использовавшимися в средневековье для нанесения лекарственных мазей.
Историкам уже известны четыре печати с изображениями Космы и Дамиана. Одна из них найдена в Рюриковом городище в Новгороде и описана в 1998 году, вторая − из собрания Эрмитажа, с происхождением из Белоозера. Остальные печати находятся в частных коллекциях и добыты «черными археологами». Суздальская печать стала единственной, в отношении которой известен контекст и точно задокументировано место находки.
Вместе с печатью археологи нашли под Суздалем металлическую накладку на сумку, бронзовую позолоченную подвеску к головному убору (колт), амулет-змеевик с лицевым изображением Богоматери с младенцем на троне и образом Горгоны на оборотной части. Это говорит о присутствии в селищах знатных людей.
Раскопки селища под Суздалем в этом году проходили при грантовой поддержке фонда «История Отечества». К ним привлекались студенты одного из московских вузов. Селища суздальского Ополья стали объектом интереса археологов с 2001 года.