Толкач, лоббист, жертва. Пиарщики рисуют Светлане Орловой новый образ
Губернатор дистанцировалась от «Единой России»
Светлана Орлова официально еще не прошла муниципальный фильтр, а уже напечатала 700-тысячным тиражом первый выпуск агитационной газеты. Подготовлена она в том же русле, в каком ведется предвыборная кампания Орловой: Светлану Юрьевну показывают как губернатора «с человеческим лицом». И это порождает множество казусов и вопросов.
Пять лет назад единороссы представляли Орлову населению в приложении к партийной газете. Спецвыпуски нестандартным форматом выходили под заголовком «Новая», что символизировало обновление в социально-политической жизни региона. Однако сегодня хозяйка Белого дома не хочет, чтобы ее – в период продавливания «Единой Россией» пенсионной реформы – ассоциировали с выдвинувшей Орлову партией. Поэтому в агитационной газете «ЕР» упоминается лишь в биографической справке о кандидате, а в тексте интервью – ни разу.
«Боевой листок» губернатора называется «Земля где хочется жить Владимирская область». Ранее Светлана Юрьевна сама пропагандировала лозунг «Земля, где хочется жить и работать». Теперь слово «работать» исчезло, что понятно: во Владимире за пять лет ликвидировали почти все крупные производства. Теперь в области остается только жить.
К слову, саму Владимирскую область в своем интервью (кто его берет – неизвестно) Светлана Орлова упоминает лишь раз. По большей части, статья посвящена свершениям губернатора прошлых лет. О борще без свеклы на этот раз не говорится, зато хозяйка Белого дома предстает перед нами в новом свете, с новыми прозвищами.
Прежде всего, Орлова соглашается с тем, что она «лоббист», или «толкач», как говорили в советское время. Раньше она «лоббировала интересы своего интерната», а кого сейчас – не уточняется.
«И я впервые в жизни стала лоббистом. В советское время это называлось «толкач». Правда, большинство «толкачей» тогда «толкали» интересы крупных промышленных предприятий, снабженческих организаций, отраслей и территорий, а я лоббировала интересы своего интерната. Но делала это от всей души. Я же говорю: я по природе своей хозяйка, а у хорошей хозяйки как? – Все в дом».
Политическая карьера губернатора началась с того, что из-за нее ненароком «обгадили» вышестоящее начальство. Произошло это на демонстрации 1 мая. Организацией праздников Орлова и сегодня занимается, а вот вошло ли все остальное у главы региона в привычку – не уточняется.
«В самом начале – я ведь еще совсем молодой девчонкой была – придумали на первомайской демонстрации выпустить в небо голубей. Выпустили, а они полетели над трибуной и все городское начальство обгадили, в том числе и первого секретаря крайкома».
Среди достижений Светланы Юрьевны называется строительство олимпийских объектов на сеульской олимпиаде 1988 года. Об этом факте биографии Орловой ранее не сообщалось. Очевидно, тогда спортивные сооружения доделали в срок, чего не скажешь об объектах во Владимирской области: ФОК в Петушках, например, губернатор обещала сдать еще в 2014 году, но с тех пор воз и ныне там. Вспоминать про школы-долгострои не будем.
Разумеется, в биографии губернатора-единоросса была борьба с коммунистами. В агитационной газете содержится тонкий намек на то, кто, по мнению хозяйки Белого дома, виноват во всех проблемах региона. То, что Орлова сама когда-то была членом коммунистической партии, не упоминается (говорится просто – партии):
«Ситуация была очень жесткой. Борьба с лоббистами финансово-промышленных группировок шла без всяких правил. Сколько тогда на всех нас грязи вылили – и в кабинетах, и в газетах, и на телеканалах. «ЮКОС», другие компании… Кстати, многие из корпоративных лоббистов по спискам КПРФ тогда избирались. Когда они сумели-таки добиться, чтобы я в следующий думский созыв не прошла, то на мое место как раз одного такого «коммуниста» от «ЮКОСа» поставили».
Второй яркий образ, который примеряет на себя кандидат в губернаторы в агитационной газете, – жертва. Оказывается, Орлову хотели убить, но как-то все обошлось. Видимо, киллеры передумали и вернули аванс заказчику.
«И вот звонит мне Сергей Вадимович Степашин, он тогда министром внутренних дел был, и говорит: «У меня оперативная информация, что вас заказали. Киллер уже готов, аванс получил. На трассе между Владивостоком и Находкой будет вас ждать. Вы пока туда не ездите, а я доложу премьер-министру. Очень уж заказчик высокопоставленный». Потом мне Черномырдин рассказал, что он просто позвонил губернатору и сказал: «Ты отвечаешь за безопасность Орловой головой. Если с ее головы хоть волос упадет, я лично тебе голову оторву». Пришлось тому следить, чтоб со мной все хорошо было».
Про Владимирскую область Светлана Юрьевна говорит немного. Себя она называет «хозяйкой», которая борется с теми, кто «свинячит» и «домочадцев обижает»:
«По своему складу я обычная хозяйка. Но знаете, если хозяйка видит, что кто-то в ее доме свинячит, если кто-то домочадцев обижает, то такой человек, знаете, от нее может и ложкой по лбу получить».
Почему при этом не слишком активно боролись со «свинячившими», обвиняемыми во взятках вице-губернатором Еленой Мазанько, вице-губернатором Дмитрием Хвостовым, экс-директором комбината «Тепличный» Виктором Шляховым и прочими, не уточняется. Хотя, судя по прежней риторике руководства региона и обвинении следственных органов в провокациях, они могли быть теми самыми «домочадцами», которых обижали.
Впрочем, сама Светлана Юрьевна намекает на других «свиней» – очевидно, семью Филипповых:
«Вот приехала я, например, сюда – во Владимирскую область, запрашиваю тарифы, вижу: газ – по 30, а по стране – 15 [имеется в виду процент повышения тарифа – ред.]. И вот этой частной компании, которая тарифы задирает, еще и субсидии из бюджета дают!.. И что, мне на это спокойно сидеть и смотреть? Знаете, меня президент сюда не для этого направил. Вот наведу окончательный порядок и займусь любимым делом: не конфликтовать буду, а обустраивать наш общий дом».
Не являются ли конфликты «любимым делом» губернатора, не уточняется. Про то, что уже при Светлане Орловой некоторым жителям региона тарифы повышались на 151,2%, также в газете не упоминается.
Есть зато другое воспоминание хозяйки Белого дома, также подправившее реальность:
«Или вот, например, помню свою первую поездку в Гусь-Хрустальный. Пошли на завод, который был закрыт уже 20 лет».
На самом деле, производство на стекольном заводе в Гусь-Хрустальном остановили лишь в конце 2011-го, т.е. до приезда Орловой в регион он стоял чуть больше года. Об этом ПроВладимир писал в статье «Заливное от губернатора №3: 20 лет закрыт завод, 70 лет не было дорог».
Завершается интервью, разумеется, признанием в любви к Владимирской области и заявлением, что жизнь в регионе «меняется к лучшему».
«Я и нашу область воспринимаю как такой большой общий дом. Все время стараешься наполнить этот дом теплом и уютом».
«Я очень люблю Спасский холм. Помню, стоим мы там с мэром города и выбираем место для блинной. Никак определиться не можем. А неподалеку молодожены. Они нас услышали, подходят и говорят: а вы, мол, вот здесь поставьте, возле детского садика. Мы смотрим: а ведь действительно отличное место! Так и сделали. Самое смешное, что фамилия молодоженов этих – Орловы».
«Одним словом, ситуация в области действительно меняется к лучшему. Знаете, я думаю, что рано или поздно мы получим звание самого уютного региона России».
Каким образом со званием «самого уютного региона России» согласовываются планы по строительству под Киржачом крупнейшего в стране мусорного полигона на 1200 га и ежедневный завод во Владимирскую область московского мусора, не уточняется. Почему Владимирская область в 2018 году так и не стала «лучшим регионом в России», как ранее обещала Светлана Юрьевна, также умалчивается.
Интервью сопровождается старыми фотографиями Светланы Орловой – в молодости, а кроме того, рекламой ее аккаунтов в соцсетях. Ведет ли их сама хозяйка Белого дома, не уточняется.
Что избиратели могут почерпнуть из первой агитгазеты Орловой? Во-первых, Светлана Юрьевна стесняется своей партии, в руководство которой она входит. Во-вторых, Орлова в этом конкретном выпуске избегает разговора о проблемах, которые сегодня волнуют владимирцев – здравоохранение, мусор, уничтожение производств. В‑третьих, как губернатор она в газете также практически не выступает: женщина, мать, активистка, лоббист, «толкач», хозяйка. Вроде как последних пяти лет работы в области и не было. В связи с этим, в‑четвертых, Светлана Юрьевна не отчитывается перед избирателями за свою деятельность в регионе: сказать ли ей нечего или же этому посвятят следующие выпуски, не уточняется.
Ну и последнее: единственным пунктом программы Орловой на нынешних выборах пока что называется лишь благоустройство региона. Будет интересно изучить планы кандидата на будущую пятилетку (если народ ее переизберет). Однако еще более важно, исполнит ли хозяйка Белого дома 1300 своих нереализованных обещаний, которые она дала за последние пять лет. Это в «боевом листке» также не уточняется.