Байер объяснил свои слова о легализации московского мусора
Сипягин поставил задачу запретить ввоз столичных отходов
Зам Сипягина Александр Байер выступает против московского мусора. Об этом он заявил на вчерашней пресс-конференции. ПроВладимир попросил врио вице-губернатора прокомментировать его собственные слова, произнесенные в декабре на слушаниях в Общественной палате России, о том, что жители Владимирской области находятся во власти «стереотипов» о столичных отходах, а на самом деле «легализация необратимого потока московского мусора» принесет лишь благо, поскольку позволит снизить для населения тариф на вывоз мусора.
Вот что конкретно 24 декабря сказал Байер (полную версию можно посмотреть на видео):
«Да, на самом деле, это огромная работа, как вы сказали. Очень много стереотипов у населения. Не хотят слышать ничего – ни будущего, ни текущего, и это одна из самых главных угроз. Для решения этой угрозы придется корректировать схему обращения с ТБО, дай бог заработает закон, и полностью исключить появление в региональной схеме мусора из иных регионов до появления межрегиональных соглашений.
Ну а что в будущем, как мы в будущем будем работать? Вот один простой пример. Я только что сказал, что основная наша проблема – это протестные настроения по московскому мусору. Помечтаем немного.
Будущее наше по работе с жителями возможно только в запущенном законе, т.е. тогда, когда все его нормы заработают. Почему? Да потому что если выйти на межрегиональные соглашения и легализовать необратимый поток московского мусора, то можно говорить уже о том, что строительство современных полигонов будет вестись без существенных ударов, а именно ценового характера для населения области».
Разумеется, абсолютное большинство жителей региона восприняли слова Байера как приветствие московского мусора на владимирской земле. Однако сам зам Сипягина это отрицает. На пресс-конференции он объяснил, что выступал, наоборот, против завоза отходов из столицы, но для этого нужно исключить его из территориальной схемы. Что до «легализации необратимого потока московского мусора», то Байер якобы говорил об этом гипотетически, рассуждая об условиях его появления в регионах после закрытия «мусорных» границ. Потому чиновник и упомянул межрегиональные соглашения, но администрация Владимирской области никаких переговоров по этой теме не ведет.
В то же время пока что – до исключения московского мусора из терсхемы – столичные ТБО могут завозиться на территорию региона вполне легально. Сейчас же департамент природопользования и Александр Байер работают над выполнением «жесткой команды» губернатора пересмотреть терсхему и очистить ее от мусора от соседей.
Вот как зам Сипягина ответил на вопрос ПроВладимира:
«Я сразу парирую ваш вопрос. Я высказывался против московского мусора и показывал, как легально это сделать. Когда я начал рассказывать, как это сделать, из контекста было вырвано, и после этого поменяли полярность с плюса на минус.
Для того чтобы московский мусор невозможно было по закону завезти в регион, его надо вначале лишить легальной основы. Вы с этим согласны? Это можно сделать, только исключив его из терсхемы, которую мы только сейчас обсуждаем. Пока в виде образования мусора будет стоять некая абстрактная цифра в терсхеме, которая описывает, что он может появиться, все остальные действия Росприроднадзора и других органов становятся незаконными.
Вот это мы обсуждали, я отвечал на вопрос, каким образом надо наводить порядок в губернии. Говорили о том, что только введение новых понятий в закон позволит регионам защитить себя легально от потоков московского мусора методом исключения из терсхемы.
И после этого возник вопрос, а как же его легализовать после, и вот после этого началось обсуждение – в случае если кто-либо когда-либо в будущем захочет легализовать, тогда нужно иметь, нужно подписать межрегиональные соглашения для того, чтобы легально он в схеме появился. Это обсуждать сегодня совершенно бессмысленно. Нам надо вначале сделать первый шаг. Нам надо себя оградить от этого. Вот и все. И поэтому вот это обсуждение велось в общественной палате.
Более жестко отвечу на этот вопрос. Давным-давно, еще в декабре, я получил команду прямую от губернатора, который, пытаясь исполнить, соответственно, свои предвыборные обещания, жестко дал команду исключить из терсхемы при первой же коррекции любые потоки московского мусора, обнаружить их там в терсхеме и исключить, чем, собственно, департамент сейчас и занимается, и это будет непрекословно исполнено, я вас уверяю.
Что касается межрегионального соглашения. Пока никаких соглашений, никаких разговоров об этом на уровне губернатора и на моем уровне не велось и не ведется. Это следует отнести к федеральному уровню, эти решения. Мы должны понимать, что если где-то находится серьезный мусорообразователь, у нас страна настолько большая и гигантская, что мы, наверно, сможем, не вредя экологии, научиться утилизировать эту проблему».
Новую терсхему в Белом доме должны подготовить к 1 декабря, но региональных операторов – их может быть от 3 до 5 (а не один, как при Орловой) – скорее всего, выберут раньше, чтобы они могли отстаивать свои интересы, в том числе при установлении тарифа. Говорить об инвесторах и каких-либо инвестпроектах пока вообще не приходится. По словам Байера, при таком «рисковом поле» получить «вкусные предложения» вряд ли получится. Кроме того, областные власти пока не получили ответа от муниципалитетов, где, по их мнению, стоит размещать мусорные объекты. По этой причине в Белом доме не смогли назвать место строительства мусоросортировочной станции во Владимире.
2 декабря в Александрове состоится заседание экологического совета при губернаторе. Будут обсуждать как раз новую терсхему. Врио вице-губернатора назвал документ «квинтессенцией тех компромиссов, которые могут быть найдены» между властью, населением и бизнесом. Действующую терсхему Байер считает «далекой от реальности». На экосовете «будут сформированы краеугольные, стратегические подходы» к вопросу утилизации мусора, заметил чиновник.
Недовольство жителей отдельными объектами на терсхеме Александр Байер не посчитал каким-то демаршем и сказал, что власть «обязана научиться разговаривать» с населением. А вот участников рынка – перевозчиков мусора – врио вице-губернатора недвусмысленно и не в первый раз обвинил в саботаже. Спасет же Владимирскую область и всю Россию от мусорного коллапса некая «национальная идея», которую и должны выработать чиновники.
«Как правило, все эти коллапсы сводятся к тем или иным формам саботажа. Устаканившийся рынок вдруг нечаянно начинает сбоить именно в период пуска. Что это – демарш, это называется бросили или это называется не учли интересы, не вовлекли в будущее? Поэтому это очень сложная такая задача – запустить реформу, которая должна легализовать целый рынок, целую отрасль, при этом, соответственно, не допустить в этой отрасли перекоса интересов. Прямо такой подход должен быть ювелирный.
Уверяю, мы обречены на определенное недовольство, обречены на определенное непонимание, однако сама реформа от этого не должна страдать. Опыт регионов показывает, что эти демарши продолжаются определенное время, и все это устаканивается. Находятся другие мощности, другие автомобили, меняется логистика, настраивается. Главное – чтобы у оператора была возможность и мощности бороться с такими вещами.
Оскомина у жителей по мусору серьезная. Дорогу осилит идущий. Не хочу давать каких-то обещаний, векселей и говорить, что мы пойдем так, и все получится. Каждый конкретный очаг общественного возгорания – подобное мнение жителей не надо рассматривать как демарш. Демаршовать могут только участники отрасли, а жители – это потребители данной услуги. В этом смысле власть как авангард этой отрасли сейчас на период реформирования просто обязана научиться разговаривать. Эту позицию занимает губернатор, я ее абсолютно приветствую, поэтому надо идти на совет, надо разговаривать и объяснять.
Ведь мусорная проблема – она же не вчера появилась. Появилось то, под каким соусом мы это видим. Какие-то были устои, уклады. И вдруг сегодня проблема – мы ничего не хотим. Дальше что? Куда мы должны девать мусор? Он же появится завтра утром. Со стороны жителей, я не думаю, состояние страуса о том, что зарыть голову в песок. Со стороны власти нужна новая фактически национальная идея его утилизации, чем Минэкологии сейчас и занимается. Что касается подходов, я думаю, когда мы найдем эту национальную идею, я думаю, что и жители отпустят эту ситуацию. Пока нужно искать компромисс, приходить к каким-то общим решениям».