Феминизм и стереотипы: «Нужно желать женщинам сил и меньше дискриминации»
Вспоминаем об истинном значении Международного женского дня с феминистками и правозащитницей
8 марта отмечается Международный женский день, вошедший в историю, как праздник солидарности между женщинами в борьбе за свои права. Конечно, последние десятилетия 8 марта стало поводом поблагодарить дам за «красоту, душевную щедрость, воспитание детей и создание уюта». Однако, по мнению, феминисток — это мишура, которая только закрепляет гендерные стереотипы.
В современной России слово «феминизм» обрело негативное, почти ругательное значение. Кто-то считает, что россиянки и так обладают всей полнотой прав, которые существуют, а то и больше — имеют право голоса, освобождены от службы в армии, самостоятельно выбирают карьеру или роль матери и домашней хозяйки, а также единолично решают судьбу ребенка. А некоторые убеждены в естественности разделения ролей в обществе, повторяя пословицу «Муж — голова, а жена — шея».
Тем не менее права российских женщин ущемляют практически во всех сферах — считает соучредитель фонда «Проект W: сеть взаимопомощи для женщин» Алена Попова.
«Женщины — абсолютное демографическое большинство. В России 20,8 миллионов граждан живут за чертой бедности, 67% из них — женщины. Это не достойный уровень жизни. После развода женщины остаются без помощи отца ребенка — у нас 100 миллиардов долгов по алиментам. Разница зарплат между мужчинами и женщинами — 30% в пользу первых, на одних и тех же должностях, в одних и тех же отраслях.
Женщины на рабочих местах не всегда защищены от сексуальных домогательств. Это мы знаем, потому что в Госдуме до сих пор депутатствует господин Слуцкий, хотя он должен был добровольно сдать мандат.
Не защищены женщины от дискриминации по полу и внешности на работе. Это прекрасно показало дело стюардесс „Аэрофлота“. Гендиректор решил, что сотрудницы должны соответствовать определенным критерием возраста и красоты, что вообще никак не связано с профессиональными качествами. Стюардессы суд выиграли, но одна из них сразу уволилась — не выдержала напора „Аэрофлота“. До сих пор в правилах авиакомпании есть пункт, что стюардессы — именно стюардессы! — должны приседать перед пассажирами.
У нас 16 миллионов женщин и 12 миллионов мужчин с высшим образованием. Женщины образованнее в большим проценте случаев. При этом, возвращаясь к предыдущим цифрам, зарплаты на 30% ниже.
По данным Росстата, у нас 16 миллионов жертв домашнего насилия. Закона никакого нет. Более того, сами же женщины-депутаты Госдумы, например, Тамара Плетнева заявляют, что у нас „особые отношения с мужчинами“ и у женщин в этом плане все прекрасно. Они не верят, что закон о домашнем насилии нужен.
Идем далее — права мам. Все знают, что если папа и мама разводятся, то папа — более ресурсный. Суд для мамы превращается в длинную мучительную эпопею. Много по стране прецедентов, когда у них отбирается все, включая имущество, нажитое не только при ее участии, но и которое она сама нажила в браке.
Острый вопрос — политика материнства и детства, которую продвигают, как защиту женщин. Ничего подобного. Консерваторы пытаются запретить аборты или вывести их из системы обязательного медицинского страхования, что увеличит рост женской смертности от нелегальных абортов. Это нарушение репродуктивных прав женщин, государство фактически залезет к нам в трусы и будет решать, что нам делать. Призывают женщин больше рожать, не объясняя, что делать на минимальные детские пособия.
В качестве положительного момента приводится длинный декрет, но никто не говорит про то, что у нас нет эксклюзивного непередаваемого мамам декрета для пап. Чтобы папа был обязан его брать, сам сидел с ребенком и понимал, что это такое. Это бы сократило число разводов, а Россия уже 14 лет занимает по этому показателю первое место среди стран ООН.
Из-за нарушенной системы яслей, маме приходится сидеть дома с детьми до трех лет. А через три года нахождения в декрете в связи с кризисами и колебаниями нашей экономики, вероятно, абсолютно теряют свою трудовую квалификацию. И она выходит уже не на свою нормально оплачиваемую работу, если таковая была, а туда, где зарплата существенно ниже.
Есть за что бороться в каждом вопросе, который касается женщин. Объективируется женское тело. Консерваторы продвигают идею о том, что женщины должны рожать больше и не работать. А по логике вещей у нас страна — работающих разведенных мам. Из-за миллиардных долгов по алиментам, мама вынуждена содержать и себя, и детей. Чтобы она могла достойно содержать, нужна достойная зарплата, а что мешает ее сделать? — дискриминация. Налог на самозанятых тоже больно бьет по женщинам.
Проще назвать то, где у нас пока все хорошо, чем перечислять, где плохо. Пока еще у наших женщин есть свобода перемещений. Хотя если брать Кавказ, то там к этому пункту большой вопрос.
Соблюдаются ли права женщин? — Нет, конечно. Есть за что бороться? — Да, масса всего. Как говорится, посмотри налево, посмотри направо и не клади свою кирку», — рассказала правозащитница ПроВладимиру.
Предвзятое отношение к феминизму в нашей стране связано с непониманием разнообразия феминистских движений. У большинства граждан на слуху лишь частные случаи и радикальные феминистки, проводящие неоднозначные акции и резко высказывающиеся о мужчинах. Тем не менее существуют течения, выступающие за включение в повестку борьбы за освобождение мужчин от влияния патриархального общества.
Феминистских организаций в России не так уж много. Даже в Москве и Санкт-Петербурге не всегда удается собрать на «женские» митинги больше нескольких сотен человек, что уж говорить о небольших городах. Во Владимире нет организованных ячеек подобных движений, однако есть несколько девушек, сотрудничающих с российским феминистским отделением «ОНА».
ПроВладимир связался с владимирской феминисткой Екатериной Акимовой, которая рассказала об отношении к феминизму в нашем городе:
«Когда я переехала из Москвы сюда, пошла на работу, я стала чаще встречаться со стереотипами и шуточками коллег по поводу моих взглядов. В целом, все терпимы, просто дело в стереотипах о женщинах и мужчинах, гендерных ролях.
Мы общаемся с активистками из РФО „ОНА“. В прошлом году они приезжали во Владимир с лекциями про феминизм. Меня на встрече не было, но моя подруга помогала это все организовывать. Она запостила в сообщество „Женщины Владимира“ новость про то, что будет лекция. И это не то, что встретило неодобрение — женщины просто не поняли, зачем им это нужно.
Года два назад 25 ноября — в Международный день борьбы с насилием в отношении женщин — мы раздавали листовки на улице. Люди это тоже не встречают с энтузиазмом.
Любая негативная реакция связана с неосведомленностью. Люди, чаще всего, знают о феминизме по радикальным взглядам и течениям, и распространяют это знание на всех остальных феминисток. Им кажется, что феминистки — страшные, неудовлетворенные жизнью женщины нетрадиционной ориентации, которые не ухаживают за собой и хотят уничтожить мужчин. Поэтому людям кажется это несерьезным или даже опасным.
Мы все воспитываемся в патриархальном обществе. Это так глубоко в нас сидит, что мы не ставим под сомнение наши установки. Мы даже не понимаем, когда что-то дискриминируют нас.
Во Владимире может организоваться феминистское движение. Поколение, которое помладше, более подвержено новым идеям, потому что они постоянно ищут информацию. В интернете очень много активисток и это накладывает отпечаток на мировоззрении. Возможно, через несколько лет что-нибудь такое возникнет.
[Про акции в будущем] мы пока не думали. Обычно моя подруга получает письма от РФО „ОНА“, где нам могут предложить в чем-нибудь поучаствовать. Чтобы это была какая-то групповая акция — уже сложнее устроить, потому что немногие люди разделяют эти взгляды. Хотя может мне так кажется, а мы просто плохо ищем. Быть феминистками во Владимире неопасно, я так думаю.
Женщин нужно поздравлять с 8 марта, потому что это Международный женский день, день борьбы за равенство. Нужно желать женщинам не быть красивыми нежными цветочками в коллективе, а желать им сил, меньше дискриминации, больше энергии, чтобы добиваться своих целей. Праздник превратился в коммерческий продукт и пережил трансформацию в советский период, поэтому мы имеем, что имеем».
Несмотря на то, что женщины имеют численное превосходство в России, их права на законодательном уровне не защищены должным образом. Наша страна не стала подписывать Стамбульскую конвенцию, защищающую представительниц женского пола от насилия. Более того — в 2016 году домашние побои были декриминализированы, перейдя в разряд административных правонарушений. В конце 2018 году омбудсмен по правам человека РФ Татьяна Москалькова признала это решение ошибкой и призвала принять закон по противодействию насилию в семье.
Петербургская феминистка и активистка Валерия Ковалишина считает Россию очень консервативной страной, а мир — пересечением разных дискриминаций. Но она также видит в юном поколении россиян обоих полов обнадеживающие изменения, которые только пока глобально не повлияли на текущую ситуацию:
«Они [юные девушки] свободнее от гендерных стереотипов. Мы женщины из поколения, которое работает в две смены — одну на работе, а другую — дома. А сейчас девочки и мальчики не считают, что женщины рождены заботиться о ком-то, а мужчины — чтобы что-то завоевывать. Девушки, конечно, не освобождены от стереотипов полностью, с этим и нужно работать. Хотя есть и те, кого женское освободительное движение вовсе не коснулось. Но такие всегда были и будут. Прогрессивно всегда меньшинство.
Ситуация не так плоха, если сравнивать, но она она могла бы измениться совместными усилиями с государством. А сейчас мы в застое», — отметила Валерия Ковалишина в разговоре с SALT.ZONE.
Желание подарить женщине цветы на 8 марта или сделать ей комплимент — не зазорно, главное не забывать о том, что она личность в оставшиеся 364 дня в году.