«Концлагерь для животных»: вред и опасность контактных зоопарков
Новый закон ФЗ «Об ответственном обращении с животными» не помогает
Контактные зоопарки некоторыми городскими жителями воспринимаются оазисом — кусочком дикого мира, к которому можно физически прикоснуться. Как правило располагаются они в торгово-развлекательных центрах — легко заскочить между шопингом или прогулкой с ребенком.
Контактные зоопарки от обычных отличаются возможностью пообщаться с животными, погладить их, взять на руки и покормить. Это делает их привлекательными для родителей, которые хотят приобщить своих чад к общению с «диким миром», но съездить к бабушке в деревню по разным причинам не могут. Как правило, в таких «трогательных» зоопарках живут попугаи, маленькие обезьяны, морские свинки, черепахи, ежи, еноты, козы, овцы, кролики, а также более экзотические особи — ламы, страусы, верблюды и павлины.
Зоозащитники давно уже трубят тревогу, называя контактные зоопарки — выгодным бизнесом, который никак не вяжется с заботой о детях или животных. В вольерах для зверей мало места, они не могут скрыться от людских глаз, спать и есть, когда хотят. Еще одна проблема кроется в безответственном поведении посетителей. Маленькие дети могут не только пострадать от укусов или царапин раздраженных излишним вниманием животных, но и причинить им серьезный вред в ответ.
«Животные действительно чистенькие, выглядят здоровыми. Это достигается за счет того, что зверей меняют достаточно часто: одни заболевают — завозят других. Более редкие и дорогие звери, которые вынуждены „работать“ подолгу, как правило, лежат вялые и апатичные. С мелкими животными не церемонятся. Ежики, морские свинки — это одноразовый товар», — рассказала Lenta.ru президент зоозащитного центра ВИТА Ирина Новожилова.
Подобное общение с животными не учит детей состраданию и чуткости, скорее формирует отношение к ним, как к игрушкам. Даже безвредные, на первый взгляд, фотоснимки со вспышкой — губительны для психического и физического состояния обитателей зоопарка. Зоозащитники и некоторые ветеринары называют контактные зоопарки «концлагерями для затискивания животных». И это необходимо менять.
«Главная задача — создать обитателям зоопарка такую среду, в которой им будет наиболее комфортно. Что по ряду причин невозможно сделать в контактном зоопарке.
В любом деле имеются плюсы и минусы. Здесь же лишь эгоизм „венца природы“. Считается, что детям для знакомства и лучшего понимания дикой фауны, необходим очный контакт с ее представителями. Но минусов насчитывается намного больше: стресс, далеко не всегда сбалансированное кормление и должный режим сна и отдыха. Как следствие — болезни и ранняя смерть животных.
Многие контактные зоопарки пренебрегают сбалансированным кормлением. Делается это, чтобы животные проявляли интерес к посетителям, а не спали в своих норках, домиках. По этой же причине несчастные звери лишены домиков, где они могут спрятаться от навязчивых взглядов.
Самое важное — не забывать, что к животным нельзя относиться как к бизнесу. Их надо понимать и любить. И зообизнес, а именно зоопарки, если действовать в интересах животных, не принесет вам миллионы. Ведь должное содержание стоит очень недешево», — владимирский ветеринарный врач Марта Титаренко.
В обществе новый виток дискуссии о запрете контактных зоопарков спровоцировала трагедия в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» 25 марта 2018 года. Кроме больших человеческих жертв, полностью со всеми обитателями сгорел зоопарк — это 200 животных, которых в критической ситуации спасти и не пытались.
Еще раньше резонанс вызвало видео издевательств над львенком в контактном зоопарке Саратова. Многочисленные петиции исправить ситуацию не помогли.
Многие обыватели считают, что ФЗ «Об ответственном обращении с животными», принятый в декабре 2018 года, решает проблему контактных зоопарков, однако это не так. Напомним, нововведения оказались бесполезны и в вопросе о безнадзорных животных, не оправдав ожидания зоозащитников.
«Новый закон и проект [о допущении использования домашних животных в предпринимательской деятельности], который разрабатывает правительство, подразумевают, что контактные зоопарки вполне себе разрешены. Запрещается только контакт с дикими животными. Доступными остаются те же морские свинки, козочки и прочие сельскохозяйственные животные.
Все, что существовало, продолжается. Это лукавство, если не ложь со стороны депутатов, которые говорили, что контактные зоопарки будут запрещены. Фактически новый закон об ответственном обращении с животными, принятый в конце 2018 года, легализовал безвозвратную стерилизацию собак. И все. Остальные моменты, которые декларировались, остались без изменений.
Для людей, безусловно, опасность в том, что это антисанитария. Если почитать советские нормы о содержании животных в зоопарках, то там контакт запрещен всем посетителям. Доступ разрешен только определенным сотрудникам — ветеринарам, смотрителям. Потому что как животные могут заболеть от человека, так и человек может подхватить что-то. Обработка от паразитов — не дает гарантию, что чей-то ребенок — а у нас же контактные зоопарки для посещения с детьми — не заразится. Тем более, животные, замученные постоянным контактом, не имея возможности скрыться и отдохнуть, будут проявлять агрессию.
Постоянно находиться в контакте с человеком — нетипичное состояние для животного. Есть такие одиночки, которым даже в пределах своей стаи неприятно находиться. Система „Пяти свобод“ — система благополучия животных — признана во всем мире, но она не соблюдается в контактных зоопарках.
Если есть необходимость познакомить ребенка с животными, то достаточно просто показать их, а не давать лапать и тискать. Либо свозить его в деревню, вместо того, чтобы с утра до вечера животное до стресса доводить», — отметила в разговоре с ПроВладимиром президент благотворительного фонда «Забытые животные» Анастасия Комагина.
Тем не менее контактных зоопарков во Владимире в последние пару лет стало меньше — по крайней мере такое впечатление складывается, если поискать их в соцсетях. В том числе закрылось аналогичное заведение, работавшее в ТЦ «Копеечка». Связано ли это как-то с законом, сказать сложно.
Положительный пример того, как должны были бы «эволюционировать» контактные зоопарки, Анастасия Комагина предлагает поискать в западной Европе. Принцип «Пяти свобод» включен во всемирную декларацию благосостояния животных WSPA:
- Свобода от голода и жажды;
- Свобода от дискомфорта;
- Свобода от боли, травм или болезни;
- Свобода естественного поведения;
- Свобода от страха и стресса.
Существуют и так называемые экофермы, где человек может контактировать с животным, не причиняя ему дискомфорт.
«В Голландии существуют экофермы — это не контактный зоопарк, это гуманное развитие этой идеи. Прийти и позаниматься немножко животными — не просто погладить, а понять, что из себя составляет уход за животным, ассистировать ветеринару. Вроде бы контакт есть, но для животного он не несет ничего негативного. Воспитывает ответственное отношение.
К той форме контактных зоопарков, которая сейчас существует в России, у меня очень негативное отношение. Возможно ли у нас что-то аналогичное голландскому опыту — подобная развитая форма бизнеса, — мне сложно сказать особенно с учетом действующего законодательства. Федеральный закон о животных — пустышка, бумажный эксперимент, который ничего не решает.
В достойных условиях могут содержать маленьких животных, которых вы и дома можете завести. А бизнесмены хотят экзотических животных, редко встречающихся, чтобы обеспечить приток посетителей, которые принесут деньги. Поэтому говорить о том, что они обойдутся только какими-то неприхотливыми животными, нерентабельно. Это не бизнес-идея», — добавила Комагина.