Общество

Власть и граждане сказали «нет» национальному парку в Селивановском районе

Местные жители с районными депутатами отстояли свою территорию

Губернатор Владимир Сипягин направил в Минприроды России отрицательный ответ на инициативу о создании национального парка в Селивановском районе Владимирской области. Основанием послужила резко негативная реакция местных жителей, которые небезосновательно опасались за ограничение своей хозяйственной и производственной деятельности из-за появления особо охраняемой природной территории.

Сбором мнений занималась рабочая группа, состоящая из представителей природоохранных организаций и профильных департаментов Белого дома. Согласно данным экспертов, 1603 участника сходов в населенных пунктах Красная Горбатка, Новый быт, Копнино, Надеждино, Чертково единогласно проголосовали против создания нацпарка. Свое «нет» высказали граждане и в интернет-голосовании — 97,5% против. Кроме того, противники инициативы собрали 2900 подписей.

Власть и граждане сказали «нет» национальному парку в Селивановском районе
Фото – пресс-служба АВО

«Таким образом, полная и объективная информация, собранная у жителей рабочей группой, послужила основанием для направления Губернатором Владимиром Сипягиным в Минприроды России отрицательного ответа на инициативу о создании национального парка», — сообщается на сайте администрации Владимирской области.

Добиться такого результата удалось благодаря единодушию местных жителей и районных депутатов. Свалившуюся, как снег на голову, новость о создании национального парка они не один раз обсуждали совместно, направляя просьбы и жалобы региональным властям.

ПроВладимир рассказывает, как развивались события с самого начала, и почему граждане выступили так резко против.

При словосочетании «национальный парк» у большинство появится ассоциация с огромными зелеными территориями, населенными разной живностью — наподобие Йеллоустона в США или приморской Земли леопарда. Во Владимирской области тоже есть свой «изумруд» федерального значения — Мещера.

Красивая картинка о далеком и диком месте, впрочем, быстро разбивается о реальность, когда национальный парк может появиться практически перед носом. В середине марта 2019 года жителей Селивановского района взволновала информация на сайте областной администрации о создании нацпарка с включением в его территорию русла реки Колпь, Кестромка, Терух, лесной массив, расположенный в долинах этих рек, а также 22 населенных пункта. Предполагаемая площадь парка должна составить 40 тысяч гектаров.

Власть и граждане сказали «нет» национальному парку в Селивановском районе
Предполагаемая граница территории национального парка в Селивановском районе. Источник – сайт АВО.

«По предлагаемой карте-схеме в границы национального парка могут быть включены: 60% земель лесного фонда, 20% сельхозугодий, 20% земель населенных пунктов. В его границы попадают: существующий заказник „Колпь“, а также 22 населенных пункта, в том числе районный центр — город Красная Горбатка. Численность проживающих жителей составляет более 10 тысяч человек», — говорится в сообщении департамента природопользования и охраны окружающей среды.

Создать нацпарк предложил Московский патриархат Священного синода Русской православной церкви. Инициативной группы жителей, которая бы это поддержала, в районе нет, рассказал ПроВладимиру сотрудник журнала «Горбатка.ру» Роман Тихонов. По словам журналиста, есть отдельные люди, которым идея пришлась по душе, но они не выступали на сходах и встречах, как единая централизованная группа.

Опасение жителей Селивановского района можно было понять — придание территории статуса «национальный парк» накладывает серьезные ограничения и даже запрет на многие виды деятельности, ведь парки относятся к особо охраняемым природным территориям России (ООПТ). Нацпарки делятся различные функциональные зоны:

  • Заповедная: в ее пределах запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
  • Особо охраняемая: в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов. На территории допускается строго регулируемое посещение;
  • Познавательного туризма: такая зона предназначена для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
  • Рекреационная: предназначенная для отдыха, занятия физкультурой и спортом;
  • Охраны историко-культурных объектов;
  • Обслуживания посетителей: там возможно размещение мест для ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса;
  • Хозяйственного назначения: хозяйственная деятельность разрешена, но только необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Масштаб волнения достиг такого уровня, что высказаться по вопросу решил губернатор Владимир Сипягин.

Власть и граждане сказали «нет» национальному парку в Селивановском районе
Скрин из VK Владимира Сипягина

«Люди поверили в то, что без их согласия ничего сделано не было. Здесь же суть не то в том, что плохо будет, а в том, что когда информация [о создании национального парка] появилась, люди испугались. Они испугались того, что прописано в законе „Грибы, ягоды, охота, рыбалка будут запрещены“. Они проголосовали против. Реально есть люди, которые всей семьей собирают летом ягоды, продают их и живут на эти деньги весь год, у них нет больше никакой работы. Такой бурной реакции не было бы, если бы власти сразу все объяснили.

Чтобы защищать нашу природу и леса, необязательно создавать национальный парк. Достаточно соблюдать существующие уже законы, все службы должны нормально работать», — отметил Роман Тихонов.

Депутат Волосатовского сельского поселения (Селивановский район) и учитель Марина Кобякина считает, что ничего уникального за пределами заказника Колпь нет. Соответственно, создавать национальный парк бессмысленно.

Власть и граждане сказали «нет» национальному парку в Селивановском районе
Венерин башмачок. Фото – wikipedia.org.

«Мое личное мнение: единственный редкий вид, который у нас нужно сохранять — это человек. Единственное, чем мы гордились, но что встречается сейчас крайне редко и только на территории заказника Колпь — венерин башмачок [находится в списке охраняемых растений]. Потому что у нас высокий миграционный отток. Молодежь уезжает, работы нет, смертность превышает рождаемость. Создание нацпарка — прямая дорога к обезлюдиванию территории.

Внесение населенных пунктов в нацпарк ведь создает большие проблемы: люди просто не смогут освоить землю, продать дома… Мы же общались с людьми из Мещеры — они годами отправляют документы в министерство природопользования, получают ответы и все заново. Люди не могут заменить терраску 2,5 года. Нам не нужен национальный парк», — заявила Кабякина в телефонном разговоре.

Депутат отметила, что она видела репортаж о людях, живущих в пока единственном национальном парке Владимирской области Мещере, и показанное привело ее в ужас своей «убогостью».

Власть и граждане сказали «нет» национальному парку в Селивановском районе
Национальный парк Мещера. Фото – wikipedia.org.

Заинтересованность РПЦ объясняется наличием на территории района храма Покрова-на-Колпи — религиозное сооружение и земля относятся к Троицо-Сергиевой лавре.

«Нам сказали, что инициатором, подписавшим обращение [о создании нацпарка], был Феогност — не знаю какую точно, но он занимал высокую должность в РПЦ [вероятно, речь о Феогносте Гузикове, архиепископе Каширском, викарии Святейшего Патриарха Кирилла]. А он родом с нашей стороны. Наверное из-за этого [и предложил создать национальный парк].

Единодушны с жителями оказались и районные депутаты. Они неоднократно голосовали против инициативы и даже направляли губернатору Сипягину обращение, с просьбой не допустить создание нацпарка в Селивановском районе.

В Муромской епархии ПроВладимиру заявили, что они не имеют никакого отношения к происходящему.

«Представители Муромской епархии, входящие в зону нашей канонической ответственности, ни с какими заявлениями не обращались. Что касается инициативной группы, то [они действовали] без благословения, без какого-либо обращения архиерея Муромской епархии. Все сделано без нашего ведома и кто это сделал — мы не знаем», — ответили в пресс-службе епархии, отказавшись высказываться о своем отношении к инициативе по созданию нацпарка.

Все попытки связаться с архиепископом Феогностом не увенчались успехом — письменные запросы остались без ответа, по телефону ПроВладимир настойчиво перенаправляют с вопросами во Владимирскую епархию, а то и вовсе в областную администрацию. В итоге последняя оказалась оперативнее.

Источник ПроВладимира, проживающий в Селивановском районе, рассказал: Феогност Гузиков периодически навещает малую родину — бывает с визитом в доме у протоиерея Игоря Пичугина. Причем прилетает туда на вертолете.

Back to top button