Культура
Тренды

Кураторы выставки «OUT»: «Мы себя извращенцами не считаем»

ПроВладимир задал неприятные вопросы авторам провокационного проекта

До открытия «самой откровенной выставки в самом центре города» осталось меньше недели, и на территории подземного паркинга Торговых рядов полным ходом идет монтаж картин, фоторабот и арт-объектов. Параллельно в интернете развернулась дискуссия о том, зачем городу Владимиру современное искусство, которое рассказывает о вещах, про которые на публике говорить не принято. ПроВладимир встретился с кураторами выставки «OUT.Наружу» Анастасией Вавиловой и Евгенией Кулешовой и задал неприятные вопросы, которые сформировались из негативных комментариев интернет-пользователей.

— В интернете интересуются — вы что, извращенцы? Зачем все это выставлять на публику? Вот эти вывернутые кошельки на афишах, подглядывание за чужой жизнью…

Анастасия Вавилова: Ну, такая вот тема выставки. Про стыд, про принятие себя. Если бы мы не использовали в афише такие провокационные кошелечки, то, наверное, не было бы интереса.

Евгения Кулешова: А для меня это задорные кошелечки. Я, видимо, испорченная и не считаю это извращением и чем-то, из-за чего людей может бомбить. И мы на выставке говорим: а что есть прилично, а что — табу?

А.В.: Мы себя извращенцами не считаем. Просто, наверное, мы более откровенные, более искренние. Художникам, я уверена, тоже было тяжело приоткрывать эту завесу. И они будут стесняться, потому что они на публику открывают то, что внутри каждого из нас сидит. У каждого же, например, есть какие-то фантазии о сексе? Ну вот не принято об этом говорить, даже среди подружек это редко принято. А тут — раз, и замужняя дама, у которой дети есть, такой проект представляет. Она взяла интервью в разных странах у разных людей разного возраста о том, где бы они хотели заняться сексом. Никаких голых людей там не будет.

— Не будет голых людей?

А.В.: Вот в этом проекте не будет. А так — чуть-чуть будет, конечно. Иначе какой смысл делать выставку 18+ без голых людей?

— Вот, кстати, вопрос про 18+. Вашу рекламу могут увидеть дети! Как им это объяснять?

А.В.: О чем вы? Дети видят кошельки, дети не видят ничего другого. Они не воспримут это как что-то запретное. У меня у самой дети.

Е.К.: Здесь по цензуре все в порядке, совершенно безобидная афиша в этом плане. Неиспорченное сознание увидит кошельки. А насчет того, что детям что-то придется объяснять… Когда мы проводили «Арт-субъект», там был один-единственный проект с обнаженными телами — красивые фотографии, сделанные в лесу, ничего лишнего. Мы водили экскурсии для младших классов, для детей из детдомов, и была воспитательница, которая очень здорово все детям объяснила, когда у них возникли вопросы. Рассказала, почему на это можно смотреть, почему художник это показывает. Был разговор о первозданности красоты человеческого тела, про Адама и Еву… Задачи взрослых — не табуировать эти темы, а все спокойно объяснять. Иначе и возникает этот странный ярлык, что думать и говорить об этом — извращение.

Но на «Арт-субъекте» не было ничего такого, чтобы вводить возрастной ценз. А здесь 18+, конечно.

— Еще есть мнение: как вы можете называть это искусством? Искусство в Эрмитаже и Третьяковке!

А.В.: Нас поддерживает Московский музей современного искусства. Я окончила там обучение и это моя дипломная выставка. У каждого из представленных тут художников было минимум десять выставок. Поэтому — как это не искусство? Даже с официальной точки зрения — искусство.

Е.К.: Авторы — все состоявшиеся художники. Как минимум стоит попытаться это воспринять с точки зрения искусства. Есть другая проблема, что в нашем регионе современное искусство не представлено, подобные события проходят исключительно редко. И эта выставка, получается, такой разрыв шаблона. Даже не по предмету — о чем эта выставка, а по форме. Это не то, что мы привыкли видеть в галереях, это не живопись, не пейзажи маслом… То есть зрителей нужно готовить по двум фронтам. Во-первых, это табуированные темы, а во-вторых, это форма современного искусства.

Мы будем стараться сделать это доступным для восприятия, пригласим на открытие искусствоведов и даже психологов, чтобы отвечать на вопросы людей. Мы не хотим делать что-то, что просто взорвет мозги, наоборот — хотим, чтобы все было максимально доступно. Поговорить на эти темы, показать то, что актуально и прогрессивно. Глупо отгораживаться от современного искусства, если оно существует.

— Но Владимир это такой маленький патриархальный город, кому это нужно?

А.В.: Мы хотим, чтобы город развивался, чтобы люди не уезжали, чтобы молодежи здесь было чем заняться. И мы здесь живем, и дети наши живут. У нас, кстати, очень много талантливых людей, художников. Но либо о них вообще мало кто знает, либо они уезжают и уже где-то там звездами становятся.

Е.К.: Настя, кстати, включила в выставку работы одного местного художника.

А.В.: Да, это Сергей Николаевич Сотов, наш известный художник. Ему 68 лет, вы могли видеть его работы на заборах. Он с удовольствием согласился, и мы выбрали у него три работы, которые близки к тематике выставки. У него же определенный стиль…

Е.К.: Он критикует какие-то нравственные нормы, и это одно из мнений, которое как раз очень вписывается в тематику выставки. Мнения будут разноплановые, мы с разных ракурсов будем тему раскрывать.

— Кто вам разрешил проводить эту выставку в самом центре города? Как удалось договориться с Торговыми рядами?

А.В.: Просто мы нашли какие-то точки соприкосновения с собственником помещения. Собственнику понравилось, что выставку поддерживает Московский музей современного искусства, плюс сейчас такая тенденция в России, что современное искусство начинает появляться везде, в самых неожиданных местах. В апреле в московском ГУМе открылась выставка, там для нее построили 15 огромных павильонов. Для торгового центра это хорошо, это показывает, что он прогрессивный, что он открыт к новому.

Если такие выставки будут проводиться на постоянной основе, то они будут привлекать туристов. Сейчас все туристы едут в Суздаль мимо Владимира. Но если у нас будет какой-то, условно говоря, музей современного искусства, то туристы сюда будут специально ехать.

Е.К.: Еще Настя очень смелая, это тоже важно. На самом деле, иногда ты сам себе не разрешаешь попробовать сделать что-то. А это, как правило, просто или же нужно приложить чуть-чуть усилий. И вот такие вещи можно делать. Гипотетически можно до чего угодно договориться.

— Вы, наверное, на этом хайпе решили денег заработать? Озолотиться?

А.В.: Я продала билетов на 12 тысяч рублей. А затраты у нас — 300 тысяч. Если хотя бы какие-то затраты окупятся, то я буду счастлива.

Тут речь даже не о том, чтобы заработать. Тут столько сил потрачено… Я проснулась в три утра и не могу спать, потому что я переживаю, нервничаю. Мы таскаем на себе эти листы, мы звоним по всем знакомым: «А у вас есть телевизор? Нам нужно для выставки четыре телевизора». Все это возим на своей машине, в беленьком салоне стелишь газеточку, и…

— Спонсоров не удалось подключить?

А.В.: Спонсор — мой муж, компания «Свежий ветер».

Е.К.: Да, это личная история, и круто говорить о том, как все это делается. Нет никаких спонсоров, которые только и ждут, чтобы дать деньги. Настя взяла и сама все это организовала, прошла все пути и нашла средства. Так может каждый, у каждого есть ресурсы, которые можно подключить.

— Вернемся к неприятным вопросам. Вы не боитесь, что вашу выставку закроют еще до открытия?

А.В.: Наверное, боюсь. Но я об этом не думаю и даже перестала читать комментарии в интернете. Я поставила для себя задачу провести выставку. А там… Нам никто пока ничего не озвучивал.

Е.К.: Решать проблемы нужно по мере их поступления. Мы все сценарии рассматривали, в том числе и негативные. Всякое может быть. И мы не знаем, как все будет. Это же и есть эксперимент.

— А если недовольные во время выставки организуют провокации?

А.В.: Да ничего у нас там такого нет, никаких развратных поз. Даже если голые фигуры, то мы их везде видим, в том числе по телевизору.

Е.К.: Никакой пропаганды, никаких нарушений общественных норм на выставке нет. Но если будут какие-то негативные реакции, то это диалог. Отлично, поговорим.

А.В.: Или вызовем полицию в крайнем случае. Это — выставка современного искусства. В любой музей придите, и вы найдете, к чему придраться.

Е.К.: Если про обнаженку говорить, то вот где ее полно, так это как раз в Эрмитаже.

— Как считаете, нужно ли приходить на выставку тем хейтерам, которые пишут в интернете негативные комментарии?

Е.К.: Да я вообще воспринимаю все это как позитивную реакцию. Есть резонанс, бурная реакция, — значит, это что-то непроговоренное, люди чего-то не понимают. Об этом как раз классно поговорить. Или люди, возможно, придут, получат свой личный опыт восприятия выставки и поменяют свое мнение. Что самое смешное и странное, так это то, что они сейчас пишут комментарии, хотя даже не видели выставку.

А.В.: Заставлять мы никого не будем, все по желанию. Кто хочет — пусть приходит. Мы же для города это делаем, а не для себя. И ценник на билеты специально ставили маленький, чтобы выставку посетило как можно больше людей. Все для того, чтобы во Владимире появилось современное искусство.


На выставке «OUT.Наружу» будут представлены проекты двадцати художников, объединенных «запретной» темой — о гранях стыда и навязанных обществом стереотипах. Открытие состоится 11 июля в 18.00, пришедшие станут участниками перформанса «Ты».

Выставка продлится до 31 июля. Бесплатные экскурсии для купивших билет будут проводить по будням в 19.00.

18 июля в рамках выставки пройдет показ спектакля «Она это мы», в основе которого — известная пьеса американской феминистки и драматурга Ив Энслер «Монологи вагины».

Back to top button