Общество
Тренды

Росгвардия требует показать телефон. Что делать?

Реальная история с комментариями владимирского адвоката Максима Никонова

В неприятной ситуации оказался сегодня экс-сотрудник ПроВладимира Кирилл Васильев. Наш бывший коллега шел из Константино-Еленинского храма, где работает певчим, и был остановлен росгвардейцами. Правоохранители спросили, использует ли он приложение Telegram, а также потребовали разблокировать телефон, чтобы ознакомиться с его содержимым.

Как рассказал Кирилл, росгвардейцы остановили его около девяти утра в частном секторе на улице Маяковского, которая расположена параллельно Добросельской:

«На мне была спортивная толстовка, черные штаны. Еще яркая футболка, но со спины, возможно, я выглядел подозрительно. Сначала росгвардейцы просто ехали за мной на машине, потом поравнялись и я решил их пропустить вперед, потому что там узкая улица, а за забором собаки…»

Машина остановилась, один из сотрудников остался в салоне, второй вышел на улицу. Как отмечает Кирилл, зрелище было внушительное — на груди у росгвардейца висел автомат, причем палец он держал на курке. Представился росгвардеец только после соответствующей просьбы и максимально коротко — «Мурат».

«Спросил, откуда я иду. Я ответил. Мне сказали: «Ты врешь, ты идешь оттуда снизу». Я говорю: «Вы меня остановили по подозрению, что я закладки делаю?» Отвечают: «Нет, ты это додумываешь». После этого меня спросили, установлен ли у меня Telegram, и попросили разблокировать телефон. Я отказался, сказал, что они не имеют права так это требовать, потому что там моя конфиденциальная информация. Росгвардеец уточнил, есть ли мне что скрывать. Я ответил: «Конечно, у меня там фотографии приватного характера, мне было бы неловко, если бы вы их смотрели», — пояснил Кирилл Васильев.

Разговор продолжился выяснениями на тему «у кого какие права». По словам Кирилла, сотрудник Росгвардии предложил назвать закон, по которому он не может получить доступ к телефону прохожего, и подчеркнул, что их ведомство — не полиция. Также он сообщил, что может «подогнать» гаджет под какую-нибудь ориентировку на украденные телефоны, после чего разблокировать аппарат все равно придется. А Кирилла при этом задержат, и тогда все будет так, как он хочет — с протоколом и понятыми.

«Разговор ходил по кругу, пока я не сказал, что семь лет работал журналистом, то есть новости читаю, про Ивана Голунова слышал, а еще с ФСКН сотрудничал и даже грамоты есть за статьи. Тогда росгвардеец спросил, кто был начальником ФСКН в последнее время. Я не вспомнил, но назвал другие фамилии — Губарев, Кукушкин, Мокшина. Эти фамилии его как-то успокоили. Он говорит: «Ну, ты понимаешь, что странно выглядишь и шел непонятно откуда, мы тебя в этом районе раньше никогда не видели». Как-то на нет все претензии сошли. Но он еще раз сказал, что есть куча способов, чтобы я показал им свой телефон», — рассказал Кирилл Васильев.

Хотя вся эта история разрешилась для Кирилла вполне благополучно, осадочек, как говорится, остался. Как вести себя добропорядочному горожанину, если росгвардейцы просят его предъявить и разблокировать телефон? И законны ли, вообще, эти требования?

Росгвардия требует показать телефон. Что делать?
фото – rosgvard.ru

Мы обратились за разъяснениями к адвокату Максиму Никонову, сотрудничающему с международной правозащитной группой «Агора». Он напомнил, что деятельность Росгвардии регулируется ФЗ от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации». В случае проведения досмотра гражданина применяются положения статьей 27.7 Кодекса об административных правонарушениях.

Согласно КоАП, личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Но могут быть и исключительные случаи, когда понятые не требуются — если у правоохранителей есть достаточные основания полагать, что у гражданина при себе есть оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия.

Должен ли составляться протокол о личном досмотре и досмотре вещей, находящихся при физическом лице? Ответ короткий – да. Еще варианты — делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. Копия документа вручается лицу, подвергнутому досмотру, по его просьбе.

А вот требования сотрудников Росгвардии разблокировать телефон или сообщить пароль от гаджета — незаконны.

«Закон не предусматривает такое полномочие для сотрудников Росгвардии, полиции и т.п. Соответственно, у человека нет и обязанности сообщать пароль или разблокировать телефон. Отказ дать пароль нельзя рассматривать как неповиновение законным требованиям сотрудников Росгвардии или полиции. В свою очередь подобные попытки со стороны властей могут быть расценены как посягательство на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, которая гарантирована ч.2 ст. 23 Конституции РФ. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения», — разъяснил адвокат.

Также Максим Никонов дал общие рекомендации по общению с сотрудниками Росгвардии и полиции. По его словам, вести себя нужно вежливо и спокойно — не хамить правоохранителю, не хватать за форму или части тела, не наносить удары и не упираться. Если вы планируете в будущем подавать жалобу на действия правоохранителей, то требуйте оформления всех протоколов:

«Это может быть протокол об административном правонарушении, протоколы досмотра, задержания, доставления. Также не отказывайтесь от подписи в протоколе. Отказ от подписи не делает протокол недействительным, но это лишает вас возможности изложить свою позицию в протоколе. Наоборот, если вы не согласны с действиями сотрудника Росгвардии — укажите на эти нарушения в протоколе».

В пресс-службе регионального Управления Росгвардии ПроВладимиру сообщили, что готовы предоставить комментарии по полномочиям сотрудников ведомства после официального редакционного запроса и в установленные законом сроки. Запрос направлен, будем держать читателей в курсе.

UPD 15.07

Росгвардия прислала ответ на запрос.

Back to top button