С пикетом и провокациями: во Владимире открылась скандально-откровенная выставка OUT
В первую же ночь неизвестные забросали вывеску мероприятия презервативами с краской
Открытие выставки «OUT.Наружу» вполне могло пройти тихо, учитывая, что Владимир — город небольшой, а значит, ценителей современного искусства тут не так уж много. Но за хорошую рекламу можно поблагодарить поборников морали и адептов классической живописи. Именно они создавали шумиху вокруг мероприятия в интернете, именно они добавили первому дню экшена, который привлечет еще больше внимания к событию.
Желающих увидеть своими глазами то, из-за чего заранее вскипели владимирские соцсети, в этот четверг набралось две сотни человек. Пришедшие к открытию совершенно бесплатно лицезрели перформанс от православной общественности и представителей организации «Родительский комитет» во главе с депутатом горсовета от КПРФ Марией Черкасовой. Несколько горожан встали у входа на выставку с репродукциями картин, на которых было крупно написано «Вот это искусство!».
На вопрос ПроВладимира, согласован ли пикет, Мария Черкасова не ответила. Также не удалось получить ее комментарии после мероприятия — протестующие не простояли у Торговых рядов и получаса, а телефонный звонок от журналиста депутат проигнорировала.
Зато когда стемнело, неизвестный молодой человек в капюшоне и медицинской маске устроил еще один перформанс и забросал вывеску на входе презервативами с красной краской. После этого злоумышленник скрылся в ночи, а организаторы обратились в полицию. Как и по факту угроз, поступавших на телефон куратору Анастасии Вавиловой во время подготовки выставки.
Непосредственно на открытии недовольство проектами громко высказывал разве что известный владимирский художник Сергей Сотов. Три его работы также были представлены, причем специально для них установили стенд в виде забора. Сергей Николаевич напомнил, что при помощи своих картин борется с человеческими недостатками, и подчеркнул, что другие проекты ему не нравятся: «Я сейчас пробежался по этой выставке, там полное безобразие. А у меня критика безобразия, все скромно».
Кураторы выставки на критику отреагировали спокойно, заявив, что разные точки зрения имеют право на существование, особенно если высказаны в корректной форме.
Работу, которая стала основой для афиши, расположили прямо при входе на выставку — видимо, чтобы никто не пропустил. Эти кошелечки, по задумке автора проекта, символизируют женскую силу. Сам проект, кстати, можно купить — за 4 800 долларов. Как отметили кураторы мероприятия, цена официальная и без каких-либо накруток.
Другие проекты выставки — а их более двадцати — также соответствуют заявленной тематике, открыто рассказывая о табуированных темах. Непривычной можно назвать саму организацию пространства. Зрителям предлагается «рассматривать» через стеклянный глазок спрятанные в коробках фотографии, раздвигать скрывающую картины ткань, уединяться за шторками в отдельных кабинках и так далее.
Публике представили перформанс «ТЫ» — четырех исполнительниц по очереди помещали в большую стеклянную коробку, которая должна «отделять их как от непосредственного окружения, так и от иллюзорных принципов, которые определяют отношения между современными людьми и миром».
Автор перформанса Лидия Русскова 18 апреля привезет во Владимир спектакль-вербатим «ОНА ЭТО МЫ» по пьесе Ив Энслер «Монологи вагины».
ПроВладимир пообщался с участниками выставки, расспросив о работах, эмоциях и общей атмосфере.
Наталья Касьянова, куратор дискуссионной программы выставки «OUT.Наружу»:
«Мне очень понравился небольшой проект со скетчами, который называется „Как я изменил своей девушке“. Мне нравится, что форма проекта соответствует содержанию. Если бы автор выбрал огромное полотно, чтобы нарисовать тех, с кем он изменил, это было бы не так правдоподобно. Потому что большое живописное полотно может быть про большой, глобальный, важный роман. А здесь автор выбрал форму скетча, и это говорит о мимолетности связи. Об этих девушках он помнит мало, например — цвет волос. И на скетче только цвет волос, остального тела не видно. Или он помнит, что у девушки были слишком длинные руки… Я люблю этот проект за его юмор.
К нам приехала выпускница Московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, она также преподает в РАНХИГС и в мастерской перформанса во Владивостоке — Аня Лялина. Она, как искусствовед, рассказывает о том, что нужно, чтобы предмет стало произведением искусства. Ее мысль, и это не только ее мысль, в том, что достаточно сказать: „Я называю это произведением искусства“. Мы все знаем такую форму, как рейди-мейд — когда человек выставил писсуар в музее и сказал: „Я это называю произведением искусства“. И этого иногда достаточно.
Тех людей, который стояли наверху с пикетом, я приглашала спуститься вниз. Но, конечно, в „логово дьявола“ они не готовы идти. Они просто не готовы к диалогу. На самом деле, мне тоже некоторые проекты кажутся спорными, поэтому наш формат — дискуссия. Чтобы один человек мог сказать: „Я считаю, что искусство это только Репин“, а другой: „Я считаю, что вот эта банка из-под кока-колы — искусство“.
У нас будут проводиться экскурсии — в 19 часов, мы советуем всем приходить на них. Потому что современному искусству часто требуется комментарий. Недостаточно просто посмотреть на произведение, чтобы понять — о чем оно. Да, мы дожили до таких времен. Поэтому мне кажется важным, чтобы со зрителем ходил специальный человек и объяснял, почему именно эти работы отобрали для выставки, почему это считается искусством.
Когда появились первые анонсы выставки, нас очень сильно удивила реакция. Мы-то понимали, что эта выставка довольно безопасна, довольно безобидна. Здесь нет тех самых провокационных работ, о которых все говорят. Некоторые сейчас удивлялись — столько было шума, где же это все тут? Большую дискуссию в сети вызвало то, что здесь много проектов про гомосексуалистов, что это пропаганда… Но абсурд в том, что тут этого просто нет».
Рома Казус, московский художник, автор проекта «Работа на камеру», натурщиками для которого выступили вебкам-модели:
«Меня интересует грань интимного и публичного. Когда вэбкам-модели себя транслируют, они полностью открыты перед зрителями, а зрители при этом остаются анонимными, потому что они свои камеры не включают, хотя могли бы. Они просто общаются в чате. И есть нечто общее между искусством и ними, потому что когда художник выставляет свои работы, он тоже в определенном смысле оголяется перед публикой, а публика для него остается анонимной. Плюс мы все в той или мере сейчас вовлечены в трансляции своей жизни. Степень интимности разная, кто-то ограничивается трансляцией завтрака, а кто-то идет дальше…
Атмосфера на выставке очень классная. Но хотелось бы, чтобы активисты были поактивнее. Это же здорово, это же значит, что людей действительно что-то трогает, как-то в них это все отзывается. Если кому-то что-то сильно нравится, то кому-то это сильно не нравится. И это нормально».
Полина Вахотина, директор букинистического магазина «Эйдос», организатор фестиваля «Бу!Фест»:
«Мне понравился проект «Нудисты в Серебряном Бору», потому что есть такие закрытые сообщества, в которые ты не можешь проникнуть. С ними бывают интервью или что-то в этом роде, но все это немножко «жареное» с точки зрения обывателя. Проект, с одной стороны, очень нежный, а с другой стороны, не просто написано, что эти люди хотят, а написано, что хотят они разного. По разным поводам они приходят туда и считают важным, что есть место, где они с другими такими же людьми будут ходить без одежды. Это часть их жизни, в этом нет ничего неприличного. В нудистах вообще нет ничего неприличного. Мне кажется, очень интересно, что ты можешь посмотреть – кто эти люди, почитать их истории.
Вообще по поводу этого всего могу сказать — ну наконец-то современное искусство проникает во Владимир! Я могу поздравить город, потому что как бы к этому кто ни относился, а это все-таки маркер определенного уровня. Никто не говорит, что такого рода искусство должно вызывать однозначное восхваление. У него нет цели понравиться людям. Искусство должно вызывать вопросы. Искусство — это один из способов описания мира, который каждый описывает по-разному, заставляет о нем думать. Худшее, что может случиться с современным искусством, так это то, что все скажут: «Да, это очень хорошо, это искусство!». Ничего подобного, это может быть как хорошо, так и плохо, но если оно вызывает вопросы, значит, достигает своих целей.
Я не знаю, сколько проектов на выставке, но могу сказать — здесь есть вот эти все проекты плюс один, который был наверху. Сама выставка является экспонатом. И этому очень хорошо подыграла неравнодушная общественность, которая показала свое лицо. Это просто красиво — идешь на выставку и понимаешь, что находишься в современном городе, все как надо. Это такой иммерсивный спектакль, в котором все совершенно прекрасно отыгрывают свои роли. Особенно те, с кем не договаривались.
Выставка «OUT.Наружу» будет открыта до 31 июля. Бесплатные экскурсии для купивших билет проводятся по будням в 19.00.