Минприроды РФ ограничит власть Сипягина и других губернаторов?
Эксперт Гринпис положительно относится к предложенным правкам
Министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин представил правительству документ с предложением урезать права губернаторов в части тушения лесных пожаров.
Первое лето Владимира Сипягина в качестве губернатора прошло относительно спокойно: установившаяся дождливая погода во Владимирской области не способствовала развитию лесных пожаров. Зато весной из-за неконтролируемого пала травы в апреле и мае вводился режим ЧС.
«Предлагается внести изменения в нормативные правовые акты, обеспечивающие повышение уровня принятия решения по установлению зон контроля лесных пожаров с регионального уровня на федеральный. До настоящего времени решения о тушении зон контроля принимались главами субъектов РФ», — сообщается на сайте Минприроды РФ.
В случае одобрения поправок, регионы не смогут самостоятельно менять границы так называемых зон контроля, включать в них арендуемые лесные участки, территории с объектами инфраструктуры, земли лесного фонда, примыкающие к особо охраняемым природным территориям (ООПТ) федерального значения, а также к государственной границе страны. Зоны контроля — это территории, где природные пожары можно не тушить, если расходы на это превышают предполагаемый ущерб, то есть экономически невыгодно. Пока решение «тушить/не тушить» принимают главы субъектов РФ.
Об изменении нормативно правовых актов в Минприроды задумались из-за крупных пожаров в Сибири в 2019 году. Главы некоторых регионов отказались тушить леса около ООПТ, что стало реальной угрозой для уникальных природных территорий.
Руководитель противопожарного отдела российского отделения Гринпис Григорий Куксин считает предложения Минприроды разумными и полезными, но понимает, почему российские губернаторы вынуждены отказаться от борьбы с некоторыми лесными пожарами. Справиться с проблемой, появляющейся ежегодно, можно только при увеличении финансирования охраны лесов в регионах из федерального бюджета.
«Решение тушить или не тушить пожар в зонах контроля все равно останется на региональном уровне, а вот границы этих зон и правила, по которым эти решения будут приниматься теперь может уйти полностью на федеральный уровень. До этого эта была совместная работа губернаторов и Рослесхоза.
Зоны контроля — это лукавое название, на самом деле они бесконтрольны. Их надо сокращать. И решение [Минприроды] направлено на это — не просто передать на федеральный уровень, а существенно сократить площадь неохраняемых лесов. Вслед за этим обязательно должно идти изменение бюджета — без этого задача невыполнима. Даже если мы скажем губернатору Красноярского края, что ему надо взять под охрану большую часть лесов, которые он считал ненужным тушить, он это, конечно сделает, но только если ему на это дать средства.
Увеличить бюджеты надо и в тех регионах, где проблема лесных пожаров не такая острая. Та же Владимирская область — недофинансирована в плане охраны лесов от пожаров. Если все регионы получат большее финансирование, плюс изменятся правила по зонам контроля, тогда мы имеем шанс войти в новую реальность и гораздо лучше справляться с охраной лесов», — отметил Куксин в разговоре с ПроВладимиром.
Если власти пересмотрят границы зон контроля, то их могут отодвинуть значительно дальше от населенных пунктов, считает эксперт Гринпис. Однако это не поможет побороть 100% пожаров, потому что их распространение связано больше с «бедностью, а не безалаберностью».
«Желательно, чтобы под нововведения были разработаны более понятные правила. Региональные власти очень рискуют, потому что нет конкретных указаний, как они решения должны принимать — они должны сопоставить прогнозируемый ущерб от пожара с прогнозируемыми затратами на тушение. Но как это сделать им никто не объяснил, никаких утвержденных нормативов нет. Поэтому они сейчас считают, что если обошлось, то они молодцы, сэкономили, а если пожар опасно развивается и требует принятия мер — введения режима ЧС или запроса федеральной помощи, получается, что региональная власть ошиблась», — пояснил Григорий Куксин.