Кто заплатит за соседа: отсутствие индивидуальных приборов учета вредит всему дому
Компания «ЭнергосбыТ Плюс» предлагает варианты решения проблемы
Платить коммуналку «за себя и за того парня» — история неприятная. Еще несколько лет назад жильцы многоквартирных домов Владимирской области возмущались по поводу счетов за общедомовые нужды (ОДН). В них включали сверхнормативный расход, например, за энергоресурсы. Неприятные суммы появлялись после сверки показателей индивидуальных и общедомовых приборов учета. А причиной были нерадивые соседи, которые отказывались устанавливать в своих квартирах счетчики и платили по нормативам, потребляя значительно большие объемы электроэнергии или горячей воды.
С 2017-го ситуация изменилась: теперь сверхнормативное потребление оплачивают не жители многоквартирного дома, а поставщик коммунальных услуг, то есть управляющая компания (УК). Но значит ли это, что проблема решена и жильцам нет повода волноваться?
Специалисты владимирского филиала АО «ЭнергосбыТ Плюс» объясняют — это не так:
«Одно дело, если нет технической возможности установить индивидуальный прибор учета — подобные дома есть, хотя их очень мало. Но другое дело, если потребители сознательно не устанавливают счетчики, потребляя в разы больше энергоресурсов, чем платят за них по нормативам. Это может быть в случае, если прописан в квартире один человек, а живут там пять или десять. Или если этот человек организовал дома какое-нибудь небольшое, но энергоемкое производство.
Такие потребители наносят ущерб не только управляющей компании, которая будет выплачивать разницу при сверке внутриквартирных и общедомовых приборов учета, но и другим жильцам. Кроме как с жильцов, УК денег взять неоткуда. И она берет деньги из тех средств, которые были заложены, например, на ремонт дома. В итоге денег нет, ремонта нет, жители начинают жаловаться на управляющую компанию в Госжилинспекцию, там выписывают штраф. УК платит его и загоняет себя в еще большую кабалу. Заложниками ситуации становятся люди, которые живут в этом самом неотремонтированном доме и с УК, которая близка к банкротству».
Если недобросовестные клиенты не начнут платить за потребляемые ресурсы, то ситуация не изменится. Но заставить их установить индивидуальные приборы учета нельзя — не позволяет действующее законодательство.
Проблема обсуждалась на прошедшем заседании Общественного совета департамента цен и тарифов администрации Владимирской области. Прозвучало, что сейчас при оплате по нормативу применяется коэффициент 1,5, что фактически не мотивирует потребителей на установку счетчиков. Предложение повысить этот коэффициент будет направлено председателем Общественного совета Александром Субботиным в ведомственные структуры федерального уровня.
На заседании обсуждали и нормативы для мест общего пользования. Перечень таких мест растет, к ним теперь относятся парковки в подвальных помещениях многоквартирных домов и придомовые территории, которые тоже требуется освещать. Однако на них не распространяются нормативы, по которым управляющая компания взимает плату за энергоресурсы.
«Да, управляющая компания может обсудить это с жителями, договориться и повысить тарифы. Но мы считаем, что решать эти вопросы нужно на уровне законодательства. Чтобы нормативы для мест общего пользования распространялись не только на привычные подъезды и подвалы, а также на парковки, освещенные придомовые территории и так далее», — рассказали в «Т Плюс».
При этом есть меры, которые позволяют управляющим компаниям минимизировать разницу по ОДН уже сейчас, не дожидаясь внесения изменений в законы. Специалисты компании «ЭнергосбыТ Плюс» призывают списывать и передавать показания общедомовых и индивидуальных приборов учета в одно и то же время — с 23 по 25 число каждого месяца:
«Допустим, жильцы подадут показания счетчиков 10 числа, а показания коллективных приборов учета будут переданы, как и положено, не позднее 25-го. В этом случае часть электроэнергии, вошедшей в дом между этими числами, будет распределена между всеми жильцами в качестве израсходованной на ОДН. Таким образом, плата за ОДН для управляющей компании увеличится. И так будет до тех пор, пока потребитель не передаст „правильные“ цифры или же у него не снимут контрольные показания».
Во владимирском филиале АО «ЭнергосбыТ Плюс» подчеркивают, что нерегулярная подача показаний внутриквартирных счетчиков также ведет к перерасчетам, которые всегда вызывают у жильцов много вопросов.
⏺