Общество

Тест на хронический алкоголизм и наркотики: чем это грозит водителям

ПроВладимир пообщался с двумя автоэкспертами

Минздрав России ужесточил правила получения водительских прав для новичков и для тех, кто повторно обратился за документами после лишения. Станет обязательным тест на определение хронического алкоголизма — специалисты будут искать карбогидрат-дефицитный трансферрин (CDT) в крови. Если его уровень превысит 1,2%, придется идти в наркологический диспансер к психиатру-наркологу. После инструментальных и лабораторных исследований, будет понятно — есть ли заболевание и совместимо ли оно с вождением автомобиля.

Кроме того, стоит забыть об обычном экспресс-тесте мочи — анализ займет больше времени, поскольку медиков будет интересовать принимал ли будущий водитель психоактивные вещества. По итогу получить можно не только направление к наркологу, но и 15 суток ареста в придачу за употребление наркотиков.

Тест на хронический алкоголизм и наркотики: чем это грозит водителям
Иллюстративное фото

Как пояснили в Минздраве, приказ подготовлен «в целях совершенствования медицинского обеспечения безопасности движения в части диагностики употребления психоактивных веществ». В конце концов, далеко не все наркоманы стоят на учете в диспансерах, а хронические алкоголики спокойно возвращают права по истечению срока наказания.

Тест на хронический алкоголизм и наркотики: чем это грозит водителям
Фото – пресс-служба МЧС

В местной ГИБДД ПроВладимиру озвучили данные о количестве ДТП, случившихся по вине пьяных водителей, за первые девять месяцев 2019 года:

МестоДТПКол-во смертейКол-во
пострадавших
Владимир39750
Владимирская область23048306

Однако предложенные меры, как это часто бывает, вызвали шквал критики. Эксперты предупреждают о росте черного рынка справок, количества и размера взяток, и прочих негативных последствиях.

ПроВладимир связался с двумя автоэкспертами и узнал их мнение на этот счет.

Александр Холодов — член координационного совета межрегиональной организации автомобилистов «Свобода выбора» 

«В случае, если человек хочет вернуть права после лишения, я считаю, что это правильное решение. У нас ГИБДД уже давно вернуло, условно говоря, „пьяную комиссию“, которая как раз для таких людей. Но на сегодняшний момент получается, что это — профанация, достаточно протрезветь, чтобы пройти эту комиссию, если человек не стоит на учете.

Мне кажется, что это очень хорошая идея. Когда человека ловят, скажем, с тяжелыми веществами, а потом через полтора года считают, что он бросил употреблять, не проверяя его — это наивность. Это — требования здравого смысла, чтобы хроническим алкоголикам и наркоманам не давали права, понимая, что это не временное помутнение было.

Конечно, нововведения могут рынок „серых“ справок как-то разогреть, но хочется надеяться, что пользы будет больше. Некоторые люди могут попытаться получить справку незаконным путем, но за этим и должны следить правоохранительные органы.

Но для тех, кто получает права в первый раз, мера чрезмерная, на мой взгляд. Это повод для дискуссий. Потому что это чрезвычайно сложно нормально организовать. И это значительно усложнит и затянет процедуру получения справки, а ее и сейчас бывает по полдня ждут. А тут придется ждать результата несколько дней, если делать нормальный анализ, а не экспресс-тест».

Тест на хронический алкоголизм и наркотики: чем это грозит водителям
Александр Холодов. Фото – страница в VK

Сергей Асланян — автоэксперт, журналист:

«Абсолютно все реформы сводятся к одному — они всегда против водителей и всегда на пользу кому-то, кто работает либо на поставках, либо на продажах, либо на коррупции. Поэтому, когда возникает тема о дальнейшем ужесточении, всегда хочется посмотреть — кто выгодоприобретатель. И поприще всегда выбирается очень важное — борьба с пороком общества, чтобы никто не задавался вопросом, зачем это нужно. Плохо же, когда люди пьют? — Плохо. Бороться надо? — Надо. Вот и получается „возьмем их в ежовые рукавицы“.

У нас есть очень показательный пример: на протяжении десятилетия Госдума как раз этим и занималась — боролась с пьянством за рулем. Идет эскалация наказания — за первичное нахождение за рулем в пьяном виде вы получаете четыре наказания сразу. По уголовному кодексу, одно преступление — одно наказание, по административному, одно преступление — четыре наказания. Вы получаете лишения права управление, штраф, еще один штраф за штрафстоянку и переэкзаменовку. Увеличивается и размер наказания — за повторную пьянку грозит тюрьма и штраф уже 30 тысяч. И после этих 10 лет, в течение которых Госдума ужесточала-ужесточала-ужесточала — она подвела итог, он является частью стратегии безопасности до 2024 года. Там написано, что за это время количество ДТП по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, увеличилось на 78%. Получается боролись, а по итогу рост — не какой-то минимальный, а запредельно высокий. Никакие ужесточения не ведут к декларированным целям.

Таким образом создается кормовая база для полиции. Люди начинают спиваться из-за невыносимой жизни в нашей стране — это часть проблемы и она, конечно же, при помощи ГАИ никак не лечится. У сотрудников широкий спектр придирок для того, чтобы выдоить деньги водителей. Мы видим умысел власти — исполнительной и законодательной — с тем, чтобы сделать ситуацию под видом борьбы кормовой базой. Любой серьезный контроль создается для того, чтобы по более широкому спектру ограбить водителя.

И нынешняя мера о том, что будут строже смотреть, приведет к тому, что торговля справками подорожает и станет выгоднее для тех, кто их реализует. Будет чуть больше взяток в ГАИ, чуть больше взяток в автошколе, но никакого отношения к борьбе с пьянством это не имеет. Практически у нас на глазах вышли и сказали „нам мало — мы хотим еще!“, злоупотребляя доверием, вымогать больше денег».

Тест на хронический алкоголизм и наркотики: чем это грозит водителям
Сергей Асланян. Фото – wikipedia.org

Добавим, на днях премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о необходимости доработать законопроект о создании единой информационной базы, которая позволит ведомствам обмениваться медицинскими заключениями, в том числе и о водителях. Чтобы знать о противопоказания к управлению транспортными средствами. 

Back to top button