40 «мышекликабельных» миллионов Боцан-Харченко
Все, кто более-менее в курсе того, как обстоят сегодня дела в российской экономике, знают, что к концу года в бюджетных учреждениях начинается так называемая «закапывательная» пора. В этот период распорядители бюджетов различного уровня с тройным усилием распихивают остатки средств текущего года куда только можно – лишь бы не было недорасхода. Именно под конец года чаще всего проводятся самые удивительные траты народных средств, и мониторинг сайта госзакупок становится наиболее интересным занятием.
В ходе такого наблюдения нам и попалась на глаза закупка, о которой сегодня пойдет речь: «Оказание услуг по созданию цифровой платформы Владимирской области для нужд администрации Владимирской области». Цена контракта ни много ни мало – 40 миллионов рублей. Исполнитель, он же единственный участник конкурса, – акционерное общество «Концерн Гранит» из Москвы.
И тут сразу начинается цепочка странностей. Во-первых, определение цены было реализовано через «Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)». Источником данных для анализа явились три анонимные (в документации закупки они не указаны) компании. При этом организатор закупки сослался на норму закона 44-ФЗ, согласно которой этот метод является приоритетным именно для контрактов, заключаемых с единственным поставщиком. Однако формально закупка проводилась в форме открытого конкурса.
Причины выбора в качестве поставщика «Концерна Гранит» неочевидны. Если проанализировать другие госконтракты, по которым выполнял работы «КГ», то мы увидим преимущественно поставки различного радиоэлектронного оборудования: радиостанций, ключей программирования устройств, мобильных ретрансляторов, расходных материалов для радиооборудования. Также он предоставлял услуги по ремонту систем связи. Опыта в создании цифровых платформ, да еще и для целого региона, у подрядчика не обнаружилось.
Зато обнаружились исторические связи с ликвидированным в 2014 году ЗАО Нефтяная компания «Энергия». В цепочке связей между двумя организациями всего четыре компании (все сегодня ликвидированы) и столько же физических лиц. На данном этапе нам совершенно неинтересно, чем именно занималась НК «Энергия», зато любопытно, что учредителем и директором там значился Аркадий Боцан-Харченко. В настоящее время он занимает пост врио замгубернатора Владимирской области по развитию информационного общества и курирует создание «цифровой платформы Владимирской области для нужд администрации Владимирской области».
Стоит внимательно взглянуть на сам предмет закупки – что же представляет из себя, по мнению областных властей, обновленная информационная система региона?
Вот как обосновывают в Белом доме необходимость срочно потратить 40 миллионов народных рублей:
«В настоящее время органы государственной и муниципальной власти Владимирской области используют большое количество информационных систем, автоматизирующих отдельные направления и виды деятельности. Данные системы построены с применением различных, зачастую несовместимых друг с другом программных технологий, систем управления базами данных, перечней нормативно-справочной информации. При этом большинство таких программных решений произведено зарубежными компаниями.
Данная модель построения региональной информатизации приводит к появлению значительных трансакционных издержек при информационном взаимодействии органов власти различных уровней, к зависимости от иностранных производителей программного обеспечения, требует необходимости реализации дорогостоящей интеграции информационных систем и в целом представляется малоэффективной».
Неизбежность «зависимости от иностранных производителей ПО», в условиях почти полного отсутствия качественных отечественных аналогов, понимают не только обыватели, но и составители закупочной документации. Иначе как объяснить включение в пакет документов «Обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств»? При этом сами авторы закупки фактически отмели примерно половину обоснования необходимости срочно потратить 40 миллионов.
Что же остается? А остается преодоление «различных, зачастую несовместимых друг с другом технологий» и «транзакционных издержек при взаимодействии органов власти». Цель благая? и стоит оценить, как предполагается ее достигать за три четверти миллиона долларов.
Начнем с того, что оказать услугу полностью АО «Концерн Гранит» обязуется уже к 29 декабря 2019 года – то есть через два месяца. Техническое задание включает в себя 169 листов.
Система, которая должна появиться в регионе уже к концу текущего года, будет (если верить контракту) включать в себя следующие модули:
• Витрина данных с подготовленным набором первичных данных — для подготовки и отображения визуальных представлений показателей и информационных панелей данных, а также для настройки формирования отчетно-аналитической информации;
• Система сбора отчетности с подведомственных организаций — для снижения трудозатрат сотрудников всех уровней на сбор отчетности;
• Портал «Активный гражданин» — для обеспечения прозрачности деятельности органов власти путем информирования граждан о результатах проводимых работ и организации эффективного открытого диалога с населением;
• Система управления проектной деятельностью с адаптацией под национальные проекты — для автоматизации деятельности по управлению проектами, портфелями проектов и программ, а также для контроля за сроками, бюджетами и целями;
• Система управления проектной деятельностью, адаптированная на процесс привлечения инвестиций в рамках региона — для обеспечения органов исполнительной власти и структурных подразделений администрации инструментом планирования, контроля и отчетности при выполнении инвестиционных проектов;
• Комплексная система обеспечения градостроительного развития территории Владимирской области — для стандартизированного сбора, регистрации, документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранения информации о градостроительной деятельности в органах местного самоуправления;
• Геоинформационная система — для повышения качества и эффективности управленческих решений, существенного сокращения дублирующих информационных потоков, комплексное распространение и предоставление открытой информации о пространственных данных о пространственных объектах, находящихся на территории Владимирской области, из единого источника;
• Информационная система управления землями сельскохозяйственного назначения — для инвентаризации, выявления и увеличению коэффициента использования сельскохозяйственных земель;
• Информационная система управления объектами лесного хозяйства — для инвентаризации лесного фонда, контроля качества материалов лесоустройства и реализации ФЗ от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ;
• Информационная система управления объектами культурного наследия — для ускорения выполнения задач госинспекции по охране объектов культурного наследия, в том числе — по формированию учетных карт, охранных обязательств, проверкам состояния объекта, по выданным разрешениям на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия;
• Единый портал культуры Владимирской области — для реализации проектов в рамках нацпроекта «Культура» по увеличению посещения объектов культуры на 15% и максимального информирования жителей региона и потенциальных туристов о культурных объектах и событиях.
Для реализации всего этого цифрового регионального счастья предлагается создать единую сетевую базу данных. К слову, для этого придется переформатировать и привести к общему виду несколько десятков разрозненных сегодня баз данных, содержащих миллионы записей.
К этой новой базе данных предстоит прикрутить интерфейс, который, помимо всего прочего, должен быть снабжен конструктором сервисов и решений и работать с применением визуальных («мышекликабельных» – как сказано в тексте) методов разработки. Все это должно функционировать под управлением некоего неназванного в ТЗ фреймворка, реализованного на JavaScript.
Кроме того, софт предстоит научить работать со средствами электронной подписи, взаимодействовать с другими региональными и федеральными базами данных (такими как региональная медсистема «ТМ: ЦОД» и ГАС «Управление», МФЦ). Также внутри предполагается развернуть полноценную систему управления проектами – с календарными планами, постановкой задач и контролем их выполнения, диаграммами Ганта и прочими непременными атрибутами подобных сервисов.
Перечислять все, что должно находиться под капотом у этой новомодной белодомовской вундервафли, не станем из уважения ко времени читателей. Все заинтересовавшиеся могут самостоятельно ознакомиться с закупочной документацией. Но даже уже перечисленного, как нам кажется, вполне достаточно, чтобы усомниться в возможности исполнения подрядчиком своих обязанностей в срок.
Возможно, врио замгубернатора Боцан-Харченко рассчитывает, что в силу знакомства убедит исполнителя продолжить разработку и внедрение проекта в рамках гарантийного периода? Или – на то, что по истечению года на госслужбе в должности вице-губернатора, улучшив свои показатели и увеличив перспективные пенсионные выплаты, он сможет уехать из нашей провинции обратно в столицу и претендовать на более крупные и интересные должности?
Но это все мы со своим скептицизмом. В администрации же региона, судя по всему, трудятся сплошь отчаянные оптимисты. Они не только абсолютно уверены, что все работы по созданию информационной системы будут выполнены качественно и в установленные сроки, но уже планируют дальнейшее развитие своего детища. Так, если верить техническому заданию, уже совсем скоро будет производится «расширение функциональности, реализовываться другие сервисы/решения для органов власти, а также для других организаций и граждан».