Белый дом жалуется на «проникновение» СМИ в больницу. Что не так?
Юрист Светлана Кузеванова объяснила, обоснованы ли претензии
21 ноября на сайте Белого дома появился релиз с громким названием «Во Владимирской области участились случаи несанкционированного проникновения в учреждения здравоохранения представителей СМИ». В нем говорилось о съемочной группе «Известий», которая приехала делать сюжет о санаторном отделении детской горполиклиники №1 во Владимире.
В одном только описании произошедшего чувствуется напряжение:
«Ранним утром корреспондент и телевизионный оператор самовольно проникли на территорию медучреждения и стали проводить несанкционированную съемку, тем самым нарушив порядок посещения медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области. Руководство медицинской организации написало заявление в полицию».
Не уточняется, что именно удалось заснять «Известиям» и чьи права нарушены. Поводом для съемок, предположительно, стала жалоба родителей на неработающую бальнеолечебницу, в которой сейчас проходит косметический ремонт.
Разобраться в том, кто же прав — журналисты или Белый дом — ПроВладимиру помогла юрист «Центра защиты прав СМИ» Светлана Кузеванова. Рассмотрим ситуация по пунктам, оговарившись, что у нас есть позиция лишь одной из сторон, которая не пожелала раскрывать всех нюансов.
Цитата: «…несанкционированное проникновение в учреждения здравоохранения представителей СМИ»
Журналисты имеют право приходить в медучреждения с видео- или аудиозаписывающими устройствами, не получая разрешение департамента здравоохранения или руководства больницы.
Беспрепятственно снимать и фотографировать разрешается примыкающую территорию, а также коридоры и холлы поликлиник. Закон и профессиональная этика требуют уважать право людей на частную жизнь — то есть необходимо получить согласие на съемку от посетителей больницы, попавших в кадр. Если сделать это по каким-то причинам невозможно, то либо удалить отснятый с ними материал или же сохранить человека неузнаваемым (поза со спины, например).
«Но так как к медицинской тайне относится даже факт нахождения человека в медицинском учреждении или факт обращения за помощью, то если вы сделаете кадр или видеосъемку, где у вас в больничных коридорах люди узнаваемы, то формально вы нарушаете их право на частную жизнь. Если они не дали вам согласие, конечно», — отметила юрист.
Заходить в палаты к пациентам или в ординаторскую к врачам — нельзя. При этом врач, идущий по коридору, не попадает под пункт про частную жизнь, поскольку находится при исполнении профессиональных обязанностей. Брать комментарий у медработников или согласных на это пациентов можно.
Власти могут привлечь СМИ к ответственности за это?
На журналистов не распространяется закон о сохранении медицинской тайны, но в случае разглашения подобных сведений их ждет наказание за вторжение в частную жизнь. Подать в суд на СМИ могут пострадавшие пациенты, но никак не руководство больницы или областная администрация, жаждущие справедливости.
Цитата: «Медицинское учреждение, особенно там, где лечатся дети, — это режимный объект»
Согласно указу президента: «режимные объекты» — это военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности.
«Нет закона, который бы предписывал, что медицинское учреждение — это режимный объект и журналистам туда можно только с согласия администрации этого объекта», — подчеркнула Кузеванова.
Рекомендации для СМИ от властей — это правильно?
Нет ничего плохого в том, что власти региона на своем официальном сайте публикуют рекомендации для представителей той или иной профессии. Это выражение позиции Белого дома по конкретному вопросу. Правовой проблемы в этом нет и не будет до тех пор, пока советы не превратятся в действия:
«Вот когда на входе на территорию больницы будет стоять охранник, который скажет: „Распоряжение руководства — журналистов не пускать, только с разрешением“, тогда начнется нарушение прав журналистов в части доступа к информации.
Но пока они просто описывают на сайте свое видение ситуации по какому-то конкретному случаю. Вы вправе принимать во внимание это мнение, вправе не принимать, если считаете, что оно не соответствует действующему закону. Юридических последствий от этого мнения не будет», — высказала мнение Светлана Кузеванова.
Реакция областной администрации на действия сотрудников «Известий» понятна — у Белого дома с журналистами этого издания никак не складываются отношения. Пресс-секретарь губернатора Ольга Петрова неоднократно указывала, что они не пишут запросы и не реагируют на официальные приглашения посетить то или иное мероприятие. «Известия» , в свою очередь, известны рядом критических публикаций о деятельности Владимира Сипягина.