Общество

Центробанк назвал самые популярные способы кибермошенничества

Владимирцам напоминают — не спешите переводить деньги «сотрудникам банков» или «пострадавшим родственникам».

Прослушать новость:

Владимирцы все чаще пользуются безналичными платежами. В первом полугодии 2019-го жители области совершили 131,6 миллиона операций с использованием платежных карт, что почти на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Меньше налички — меньше прямых краж денег. Но вместе с тем — больше простора для «творчества» кибермошенников.

О популярных способах мошенничества в киберпространстве рассказали во владимирском отделении ГУ Банка России по ЦФО. По словам эксперта отдела безопасности Евгения Гаврилюка, в 2018 году 97% хищений со счетов физлиц совершено с применением так называемой «социальной инженерии». С ее помощью злоумышленники намеренно вводят жертв в заблуждение.

Если пользователь интернета переходит по непроверенным ссылкам или скачивает приложения при отключенном антивирусе, то это позволяет мошенникам получить логин и пароль от личного кабинета или же первичные данные по банковской карте. Далее следует звонок от «сотрудника банка» и сообщение, что «кто-то пытается получить доступ к вашему счету». Предлагается «спасти» деньги, отправив их на «специальный счет». По факту человек сам переводит финансовые средства аферистам.

«Мошенники сейчас чаще звонят, а не отправляют sms. Вы получаете звонок якобы из банка, мне тоже звонили несколько раз… Защита только одна может быть — сразу кладите трубку. Это же социальная инженерия, они вам заморочат голову всеми этими терминами. Так что лучше прервать звонок и позвонить в свой банк по номеру, который указан на вашей банковской карте. Это безопасный номер, по которому вы можете прояснить ситуацию», — объяснил Евгений Гаврилюк.

«Интернет-магазин проводил розыгрыш техники, и вы стали его победителем», — подобные сообщения рассылаются в соцсетях с рассчетом на доверчивых пользователей. «Победителя» просят оплатить доставку приза, однако как только деньги перечислены на указанный счет — «представитель компании» перестает выходить на связь.

Аферисты, представляющиеся сотрудниками прокуратуры, обладминистрации или даже Центробанка, сообщают жертве о положенной компенсация — например, за медицинские товары или за участие в финансовых пирамидах. С такой схемой столкнулась жительница небольшого района Владимирской области. Ей обещали выплатить 10 миллионов рублей, так как раньше она покупала средство для похудения. Правда, для этого пришлось перечислить 1,5 миллиона: на оплату канцелярских расходов, услуги адвокатов и инкассаторов, налоговые сборы и так далее. Пострадавшая взяла кредит и перевела сумму, после чего мошенник ожидаемо пропал.

Также во владимирском отделении Центробанка рассказали о новой технологии обмана, при котором злоумышленники звонят с номеров, идентичных номерам колл-центров кредитных организаций (8-800…). Это позволяет аферистам успешно выдавать себя за сотрудников служб безопасности банков и похищать деньги жертв под видом блокировки подозрительных транзакций.

Евгений Гаврилюк напоминает, что вариантов обмана очень много, но самый простой способ защиты от мошенников — проверка информации:

«Допустим, вам написал друг в „Одноклассниках“: „Ой переведи мне, пожалуйста, такую-то сумму“. Не спешите переводить, сначала попытайтесь связаться с человеком по другим каналам, например, позвоните ему, напишите в Viber или в WatsApp. Выясните, действительно ли ему нужны деньги, или это мошенник взломал аккаунт. Очень много таких случаев. Ну и обезопасьте свой аккаунт от взлома, подберите нормальный пароль…»

Что касается популярного мошенничества «звонок от родственника, попавшего в беду», то эксперты советуют обговорить риски с родственниками (особенно с пожилыми) и придумать кодовое слово, которое поможет отсечь при телефонном разговоре аферистов. 

Центробанк назвал самые популярные способы кибермошенничества
Пресс-завтрак во владимирском отделении ГУ Банка России по ЦФО.

Начальник 7 отдела управления уголовного розыска областного УМВД Ярослав Лазарев привел примеры эффективного противодействия полиции кибермошенникам. Так, уже вынесен приговор аферисту-заключенному челябинской колонии, который рассылал жителям Владимирской области sms «с вашей карты успешно списано 9899 рублей», а в дальнейшем звонил, представившись сотрудником банка. Мужчину осудили по 10 эпизодам хищения денег с банковских карт.

В суд направлено уголовное дело в отношении группы из Новосибирской области, которую обвиняют в дистанционном мошенничестве под предлогом продажи товаров через интернет. Среди пострадавших были и жители 33-го региона.

Также возбуждено дело в отношении жителя Александровского района, который создал фейковую страницу во «ВКонтакте» и предлагал купить технику Аррlе. Мужчина принимал заказы и получал предоплату, однако отправить товар благополучно «забывал».

Ярослав Лазарев разъясняет: если вы стали жертвой мошенничества, то первым делом нужно сообщить о случившемся в ваш банк и заблокировать карту. После чего — написать заявление в полицию и быть готовым подробно рассказать о ваших действиях во время и после звонка злоумышленников. Кроме того, можно получить из банка выписку по счету и распечатку звонков от сотового оператора, что облегчит полицейским задачу по поиску преступников.

Тэги
Back to top button
Close
Close