Бизнес в условиях коронавируса: как выживают владимирские предприниматели
Поможет ли перевод проектов в онлайн и есть ли смысл надеяться на поддержку властей
Угроза распространения коронавируса и последующее введение режима повышенной готовности перекрыло кислород многим владимирским предпринимателям. С конца марта в регионе закрыты кафе и рестораны, магазины цветов и одежды, парикмахерские и другие точки бытовых услуг. Прежних доходов нет, а следовательно — нет денег на налоги, аренду и зарплату сотрудникам.
Мы пообщались с некоторыми предпринимателями, чтобы узнать — как они выживают в это нелегкое, мягко говоря, время и на что надеются в будущем.
Артем Силонов, совладелец сети пекарен «Добрые булки» и ресторана «По Чесноку».
Ресторан сейчас закрыт, потому что он относится к общепиту, а весь общепит закрыт с 28 марта. Но у «Добрых булок» одно из направлений — торговля продуктами питания, поэтому мы имеем право работать. Мы являемся производителем и продавцом такого продукта первой необходимости, как хлеб.
«Добрые булки» — это пятнадцать торговых точек. На сегодняшний день работают все, кроме одной — на Гагарина. В центре, объективно, нет людей, там просто не для кого открываться. Все остальные точки работают навынос, о чем мы предупреждаем наших гостей табличками и устно. Но, возможно, что-то где-то закроем еще, потому что покупательский спрос очень сильно упал, несмотря на то, что мы находимся в эконом-сегменте. Мы сейчас работаем на 10 – 20 процентов мощности в лучшем случае.
Ресторан «По Чесноку» — это франшиза, и наш франчайзер создал приложение для доставки. Это никак не связано с «макаронавирусом», это была абсолютно отдельная история. Когда вся эта ситуация произошла, приложение только-только начали тестировать. В принципе, они предлагают нам в этом поучаствовать, и мы рассматриваем такую возможность — запустить доставку. Когда это получится и получится ли — не знаю. Но мы наблюдаем, как идут дела с доставкой у наших коллег, соседей по цеху, в том числе владимирских. За всех я отвечать не могу, но многие жалуются, что дела «не фонтан». Те, кто всегда занимался доставкой, говорят, что заказов стало меньше. Те, которые только начинают, говорят, что еле-еле удается гасить затраты на продукты и на оплату персонала. Про налоги и аренду речь не идет.
«Мы наблюдаем, как идут дела с доставкой у наших коллег, соседей по цеху, в том числе владимирских. За всех я отвечать не могу, но многие жалуются, что дела «не фонтан»…»
Представьте себе — люди сидят дома, им нечем заняться, поэтому они готовят. Тем более, что сейчас огромное количество рестораторов генерирует контент в интернете — всякие курсы, мастер-классы. Кроме того, все закупились гречкой, а ее тоже надо как-то расходовать. Третий фактор — люди начинают думать: «А сколько мы еще просидим дома?». Если человек не может рассчитывать на доход в будущем, зачем он будет тратиться сейчас?
Вы, вообще, представляете себе, на чем держится экономика? Экономика — это количество и сумма сделок. А сделка — это когда один выполняет услугу или что-то продает, а второй это оплачивает. Например, человек произвел пальто и хочет его продать. Вот если он его продаст, он получит деньги. Но если не продаст, то не получит. И раз он недополучит эти деньги, то он их и не потратит. То есть их недополучит кто-то другой. Это как снежный ком. В итоге экономика сожмется, потому что количество и сумма сделок уменьшатся в разы.
Если говорить о поддержке бизнеса властями, то давайте я включу прагматизм. Почему государство должно нам, общепиту, помогать? Я считаю, что все-таки помогать нужно тем, кто реально важен в этой жизни. Народ проживет без общепита, но не проживет без медицины, без сельского хозяйства… А общепит — будет ли он нужен в новом мире в том количестве, как раньше? Может, пора извлечь уроки и чем-то важным заняться? Пока нам разрешено, я выезжаю на дачу, смотрю вокруг — и что-то нигде ничего не сеется, не пашется, ничего не происходит… А чего мы жрать-то будем? Может, туда надо поддержку направить?
Есть такой ресторатор и предприниматель — Дмитрий Левицкий. Он сказал одну вещь, с которой я согласен на 100 процентов. Суть в том, что в сложившейся ситуации не нужно корректировать свои ранее намеченные планы и думать, что однажды жизнь пойдет своим чередом. Нужно думать совершенно по-иному. Нужно понимать, что на выходе из этого пике будет новый мир. И нужно понимать — кто я в этом новом мире, что будет нужно в этом мире. Без поправок на то, что ты делал до этого. И прогнозы я еще не готов делать, это бесполезно. Пока приходится только наблюдать.
Дмитрий Рабоволик, основатель сети цветочных магазинов «Флора-Центр».
У нас десять торговых точек, сейчас закрыты все, кроме одной, которая работает на доставку цветов. Некоторые наши сотрудники дома сидят, некоторые уволились. Кто-то отпуск взял, кто-то по очереди работает на доставках. Заказов через интернет стало больше, но если говорить про объемы онлайн-продаж, то они, разумеется, в десятки раз меньше, чем были, когда все магазины работали в полном объеме.
Цветы к нам приходят из-за границы — Эквадор, Кения. На этой неделе ждем новую маленькую поставку. Была еще одна поставка, которую заказывали заранее, за десять дней. Так получилось, что цветы у поставщиков тогда были дешевые, потому что спроса не было. А сейчас в Европе потихонечку начинают открываться магазины, и цены растут, так как спрос растет. И по новому курсу, по новым ценам уже дороговато получается.
«Понимая, что все цветы не продадим, мы их отправляли на благотворительность, например, отвозили в больницы и дарили врачам...»
У нас в последнее время цены были невысокие, так как была задача продать дешевле и без остатка. Понимая, что все цветы не продадим, мы их отправляли на благотворительность, например, отвозили в больницы и дарили врачам.
Кстати, на тепличных комбинатах в России странная ситуация складывается. Они же являются предприятиями непрерывного цикла, их не закрыли. Цветы растут, только продавать их некому, розничные магазины не работают.
Пока неизвестно, что будет дальше в нашей сфере, потому что неизвестно, когда это все закончится. Какая будет отсрочка с налогами — толком непонятно, с арендой тоже не все ясно. У нас же разные арендодатели. Хотя есть те, кто идут на уступки, с пониманием относятся. Для них же это тоже бизнес.
Такая ситуация впервые сложилась не только у нас, но и вообще у всех. Поэтому что-то прогнозировать я сейчас не могу. Наверное, будет сложно. Насколько — не знаю. Все будет зависеть от покупательской способности, насколько она упадет и как быстро восстановится. Мне кажется, что в мае нам работать еще не разрешат. Мое субъективное мнение — эпидемия только начинается и быстро не закончится.
Анна Лукьянова, владелица лавки рукоделия «Dream Up».
Наш магазин закрыт, осталась только доставка. Заказов на доставку стало больше, однако это все-таки не тот объем, чтобы за счет выручки жить как раньше. Арендодатель пошел нам на уступки, мы договорились, что не будем платить в этом месяце. Но я много с кем общаюсь из предпринимателей, и так понимаю, что мало кому идут навстречу. Насколько я слышала, такой практики нет. А где человек возьмет денег на аренду, если он не работает?
У нас не было каких-то накоплений, которые помогли бы легко пережить эту ситуацию. Мы сейчас работаем исключительно на кредиты, налоги и зарплаты. Нам еще повезло, потому что в феврале и марте мы чисто интуитивно сделали закупки. Нам есть, что продавать и доставлять. У нас есть интернет-магазин, там около 15 тысяч товаров. Люди сидят дома, хотят себя чем-то занять, поэтому заказы поступают.
Еще мы сами начали шить многоразовые маски. Но это не медицинские изделия, и спрос на них не такой, как на аптечные. Кроме того, наши маски стоят не копейки, оптом их не продашь, люди берут пять-десять штук на семью. А так как шьют их сейчас все кому не лень, многие уже закупились, так что спрос на них упал.
Наши сотрудники в основном сидят дома и выходят по одному раз в три дня, чтобы работать на доставке. Конечно, получают меньше, чем обычно. Все прекрасно понимают, что в прежнем объеме я не смогу им платить.
«Наши маски стоят не копейки, оптом их не продашь, люди берут пять-десять штук на семью. А так как шьют их сейчас все кому не лень, многие уже закупились, так что спрос на них упал…»
Когда вся эта история с коронавирусом началась в Китае, я вообще не думала, что она до нас дойдет. Казалось бы — этих вирусов уже столько было! А вся эта паника — какие-то политические игры. Я читаю чат предпринимателей одного крупного маркетплейса, так вот там еще в начале марта все было прекрасно, все работали, никто и намеков никаких не кидал «ребята, скоро нам пипец». А теперь все эти люди, которые в этом чате, уже не работают вообще. Ничто не предвещало, никто не ожидал.
В начале апреля я надеялась, что эта ситуация ненадолго. Но теперь смотрю на официальную статистику и понимаю, что скоро это не закончится. На самом деле, я считаю, что в этой истории с вирусом больше половины надуманного. Не знаешь, кому верить…
Другие магазины для творчества и рукоделия во Владимире просто не работают. Кто и как выживает — обычно не обсуждается, потому что мы все-таки конкуренты и тут каждый за себя. Естественно, все возмущены, все в панике. Понятно, что беда полнейшая. Мы еще как-то держимся, потому что имеем право работать как пункт выдачи и потому что продаем товары первой необходимости — мыло, свечи…
Апрель мы продержимся, а что будет в мае — посмотрим. Я надеюсь, что сильные все-таки выживут, в том числе и мы. Мы стараемся следить за ситуацией, у нас есть и планы, и варианты как подстроиться к современным реалиям. Хотя я понимаю, что если все это продлится долго, то у людей просто не будет денег. А те деньги, что останутся, люди будут тратить на продукты, оплату кредитов, коммунальных услуг и всего такого. Ничего покупать они не будут, старайся ты, не старайся…
Михаил (имя изменено), владелец бутика в «Мегаторге».
Мой бизнес никоим образом от других одежных или обувных не отличается. И проблема у нас в том, что торговые точки закрыты, а арендодатель требует заплатить аренду.
Арендаторы «Мегаторга» на прошлой неделе составили письмо на имя руководства торгового центра с просьбой убрать арендную плату на время режима самоизоляции. Это обращение подписали все арендаторы, во всяком случае, владимирские. Хотя я уверен, что владельцы федеральных сетей тоже со своей стороны пишут какие-то письма на эту тему. Руководство вроде бы пошло на уступки, обещав, что пока мы будем оплачивать только коммунальные услуги и содержание арендуемого имущества. Но точнее я узнаю на днях, когда у меня состоится встреча с руководством торгового центра. Переговоры с каждым арендатором проводятся индивидуально.
Думаю, договариваться стали, чтобы не потерять арендаторов. Еще до коронавируса в «Мегаторге» достаточно много отделов стало освобождаться. И я сомневаюсь, что даже федеральные сети захотят куда-то входить в такое смутное время. Очень многие, у кого есть такая возможность, вообще уйдут в онлайн. На этом, скорее всего, выиграют такие монстры, как Wildberries и Lamoda — те, кто давно продажей через интернет занимаются.
«Кто-то говорит, что сейчас можно уволить продавцов, чтобы они встали на биржу и получали пособие, а когда все вернется в нормальное русло — снова устроить…»
Мои продавцы сейчас сидят дома. Мы когда закрывались, то думали, что это на неделю. Просто выключили свет и сказали — все, отдыхаем. Теперь это продлили до 30 апреля. Понятно, что никто из продавцов не уволен, да и Владимир Владимирович говорил, что увольнять нельзя. Зарплату за март я своим сотрудникам перечислил на карты, но как дальше… Кто-то говорит, что сейчас можно уволить продавцов, чтобы они встали на биржу и получали пособие, а когда все вернется в нормальное русло — снова устроить. Ну, не знаю, я так не поступил. Хотя я не рассчитывал, что это будет так долго все.
Государство сказало, что заплатит бюджетникам. которые не работают во время режима самоизоляции. В принципе, что мешает заплатить и всем остальным, кто работал? Хотя бы тот же самый прожиточный минимум? Мой магазин открылся в 2013 году, тогда же, когда открылся новый «Мегаторг». И я с 13-го года за всех своих продавцов платил налоги — по 30 процентов.
Я считаю, что дальше будет очень-очень сложно, даже если после 30 апреля торговые центры откроют. А уж если месяца два самоизоляция продлится — тем более. Понятно, что плохо будет всем. Я первый свой магазин открыл в 1995 году, так что это не первый мой кризис. Переживал и 1998‑й, и 2008‑й, и 2014‑й… Просто этот кризис такой затяжной. Плюс, как вы понимаете, у многих предпринимателей сложная ситуация с уже накопленной кредитной нагрузкой. И это тоже никуда не денешь.
Леонид Беляев, совладелец мужской парикмахерской «Шерсть».
Наша парикмахерская закрылась 28 марта. В долгосрочной перспективе было понятно, что все к этому идет, но в целом это произошло достаточно неожиданно. Накануне днем мы еще работали, и не было ясно, закроют нас или нет. А в семь вечера это уже стало известно наверняка. Мы думали, что как минимум выходные еще продержимся, дадут поработать.
На прошлой неделе губернатор подписал указ, разрешающий предпринимателям, которые оказывают бытовые услуги, работать в установленные президентом нерабочие дни. Но я начал выяснять — и оказалось, что нас это не касается. Уже на следующий день парикмахерские исключили из этого списка. Хотя наши конкуренты успели открыться и до обеда поработать. Некоторых клиентов даже принять успели, люди же в любом случае хотят постричься. И мне до сих пор звонки поступают, все спрашивают, когда откроемся…
Что будет дальше, если честно, не знаю. Мне кажется, на первых порах можно будет отыграться, потому что много людей придет стричься. Но это если к маю мы откроемся. А если этот режим продлят еще на месяц, то будет сложно.
«Знаю, что в каких-то регионах парикмахерские открылись, потому что там количество больных коронавирусом не увеличивается. Нас тоже откроют рано или поздно. Я на это надеюсь…»
О какой-то поддержке со стороны властей и банков я не узнавал. Кредитов у меня нет, а что касается отсрочек по налогам, то это не самая большая статья расходов. Мы много тратим на поддержку бизнеса, рекламу. Плюс зарплата мастерам, разумеется. У нас пока никто не уволился, все сидят дома и ждут, как будут развиваться события. Арендатор нам пошел навстречу, за апрель обещал сделать скидку. Слышал, что кому-то из коллег тоже дали каникулы по аренде.
Если говорить о будущем, то я верю в хорошее. Знаю, что в каких-то регионах парикмахерские открылись, потому что там количество больных коронавирусом не увеличивается. Нас тоже откроют рано или поздно. Я на это надеюсь. Если нужно соблюдать меры профилактики, то у нас дезинфицирующие средства всегда в наличии — по СанПиНу мы иначе не имеем права работать. Мы в любом случае обрабатываем инструменты, руки. Может быть, маски придется надеть еще, но это не так страшно.