Пять месяцев в Китае: отношение к иностранцам, особенности кухни и ограничения из-за COVID-19
Журналист ПроВладимира рассказал, как жил и работал в городе Чанчунь
Журналист ПроВладимира Кирилл Васильев провел минувшую зиму в городе Чанчунь на севере Китая, где работал учителем английского языка. Для нашей рубрики «На личном опыте» он рассказал, чем китайская провинция похожа на Подмосковье, почему приезжим поначалу не нравится китайская еда, где развлекаются местные жители и как обойти «великий китайский файрвол».
Конечно же, затронули мы и тему коронавируса. Узнали у нашего коллеги, много ли заболевших было в семимиллионном Чанчуне, какие ограничения там вводились и как поступали власти, если видели, что карантинные запреты не работают.
Я уже лет пять изучаю китайский язык и втянул в это свою однокурсницу. Хотелось пожить за границей и попрактиковаться, так и появилась идея поработать в Китае учителями английского. Тем более, что это наша университетская специальность.
Так получилось, что однокурсница уехала пораньше. Она искала работу по всему Китаю, но ей не хотелось на юг к морю, потому что там жарко. И еще такая тема — есть native speakers, то есть носители английского языка. Их работа оплачивается выше, поэтому они едут в самые экономически благополучные районы, где больше конкуренция, но и зарплата больше. А она, как не native speaker, поехала на север Китая, в Чанчунь. Потом туда же приехал и я — в начале ноября 2019 года.
В Китай я летел самолетами — сначала в Пекин, а оттуда уже в Чанчунь. Какого-то шока от переезда не было. Меня встретили, довезли — все нормально. Единственное, когда начал засыпать в первый вечер, отвернулся к стене и думаю: «Блин, что я наделал, я в другом государстве!». Было какое-то ощущение внутреннего страха. Но с утра все закрутилось: медосмотр, регистрация, меня также водили на уроки — смотреть, как они проходят.
Я жил вместе с другими иностранцами-преподавателями в крутой двухэтажной квартире. Всего там жило семь человек. У меня была своя комната с кладовкой, свой санузел и балкон. Также в квартире были общественные пространства, общая кухня и офис, в котором работали сотрудники-китайцы.
В Чанчуне практически нет зданий старше 30 лет, он внешне очень похож на район Выхино или Люберцы — новые многоэтажки, мало зелени. Но вот с парковками дело обстоит иначе. Там у каждого автомобиля свое место. Если оно занято кем-то, то человек платит штраф. Везде камеры, которые считывают номера. Есть также гостевые парковки. А вообще, с автомобилями в Китае огромная проблема, и Чанчуня это тоже касается, тем более, что там несколько автомобильных заводов. Пробки на улицах бывают дикие, хуже, чем в Москве.
Есть несколько вариантов, как поехать работать в Китай, но в основном едут через компанию, которая обещает и работу, и зарплату. Это не всегда исполняется, но так шансов найти работу больше, чем если едешь самостоятельно. Кроме того, если ты договаривался напрямую с работодателем, то после увольнения виза аннулируется и ты возвращаешься в Россию. А если у тебя договор с компанией, то ты можешь легко менять работу, если что-то пошло не так. Это плюс. Минус — компания забирает где-то половину твоего заработка. Иногда две трети. Я себе выторговал в районе 10 тысяч юаней, сейчас это около 100 тысяч рублей. Компанию лучше искать через знакомых. Если находить через соцсети или сайты поиска работы, то можно попасть не в самые хорошие условия.
Я преподавал в нескольких местах одновременно — в тренинг-центрах, а с января еще и в детском саду. В Китае другая система образования и другие принципы обучения. Школы там гораздо меньше нацелены на логику, чем российские. В целом китайская система образования — это такое заучивание. Показал картинку — получил ответ, тестовая система. В итоге человек может правильно отвечать на все вопросы, правильно произносить заученные слова и фразы, но в коммуникативной части будут пробелы.
Конкретно там, где я работал, у меня была большая свобода действий. Был план на каждый урок, и я мог как-то тасовать материал. Ну и все-таки я занимался с детьми, там не было каких-то сложных моментов. Дети же по умолчанию хотят учиться, в них это заложено.
Вообще, уровень английского в Китае достаточно низкий даже там, где ты ожидаешь, что он будет высоким. Даже те китайцы, которые работают преподавателями или в сфере сотрудничества с иностранцами, достаточно плохо говорят по-английски. Но я встречал китайцев, которые хорошо знают английский язык, чаще всего они изучали его по личной инициативе.
В Китае есть резкая пропасть между бедным и средним классом. Средний класс — это те, кто зарабатывает, грубо говоря, от 200 тысяч рублей в месяц на наши деньги. Бедные — 20 – 30 тысяч рублей. Эти две группы живут в разных районах, ходят в разные магазины, носят разную одежду. И даже рост у них разный. Богатые − выше.
Интересно еще вот что. Я жил в районе, название которого можно перевести как «Район богатых людей», хотя роскошных домов там практически не было. Это как если самые дешевые духи назвать «Миллионер». Таких пафосных вещей в Китае много. Например, достаточно дешевая одежда будет украшена золотыми вставками. Кстати, название города Чанчунь переводится как «длинная весна», хотя мне рассказали, что весна и осень там очень короткие.
На севере Китая живет достаточно много русских. Там есть университеты, где учились русские, которые приехали из Сибири и с Дальнего Востока, и там же остались. Плюс есть смешанные браки. Надо понимать, что у китайцев мужчин в два раза больше, чем женщин, это отголоски программы «одна семья — один ребенок». Так что в смешанных семьях муж — китаец, а жена — русская.
Я никогда не видел в Китае какого-то негатива от местных в свою сторону. К иностранцам там нормальное отношение. Если они заходят в кафе, то считается, что это круто, и хозяин делает скидку. А в ночных клубах Чанчуня для иностранцев бесплатный алкоголь.
У китайцев в годы дружбы с СССР был бум на изучение русского языка, и старшее поколение знает некоторые слова: привет, здравствуйте, до свидания. Или йогурт — китайцы считают, что это русский продукт, да и слово русское. И если йогурт хороший и дорогой, то на упаковке еще и собор Василия Блаженного нарисуют. Еще пиво русское в Китае уважают. В магазине может стоять хорошее баварское пиво и наше, по одной цене.
Первое время после приезда в Китай я ничего не мог есть. Вообще, многие люди говорят, что с едой там поначалу сложно. Например, чтобы поесть европейской еды, ты заходишь в KFC, тебе на выбор предлагают острый или оригинальный вкус. Выбираешь оригинальный, пробуешь и думаешь — они меня не поняли, что ли? А потом понимаешь, что в Китае просто оригинальный вкус в KFC острее нашего острого.
Но острая еда — это не главная проблема. Главная — это другой вкус. То ли добавки другие, то ли специи, то ли еще что-то. Вкус это же часть национальной культуры, его воспитывают. И пока ты его не поймешь, китайские блюда будут несъедобными.
За время пребывания в Китае я привык и даже успел полюбить некоторые блюда. Например, местный суп с лапшой и мясом, что-то вроде японского «рамена» и вьетнамского «фо-бо». Еще пареная утка — это что-то. Там мясо во время приготовления много раз поливается травяным соусом, из-за чего приобретает какой-то древесный привкус. Кстати, куриное мясо там очень вкусное. И поскольку большой процент населения живет в селах, выращенная частником курица по цене будет не сильно отличаться от бройлеров.
На севере Китая есть три типа заведений общепита. Во-первых, это китайская кухня и барбекю. Это когда на тонкой деревянной или железной палочке жарят все что угодно — картошку, хлеб, ростки чеснока, рыбу, креветки, лягушачьи лапки. Там такая специальная коробка, в нее ставятся свечки, сверху кладется фольга. И фольга нагревается настолько, что все прожаривается.
Еще есть «хот-пот», это можно перевести как «горячий горшок». Представьте круглый стол на несколько человек, в середине стоит большая кастрюля, которая постоянно подогревается, и внутри кипит бульон со специями. Туда опускают всякие ингредиенты на палочках и достают уже вареными.
Еще есть корейская кухня, она тоже распространена на севере Китая. И собак там готовят, причем это не деликатес, можно зайти в какую-то забегаловку и просто заказать. Собак я не ел, конечно. Я вообще ничего не ел из такого, ни лягушек, ни летучих мышей. Блюд из летучих мышей я вообще не видел, кстати.
И третий тип заведений общепита на севере Китая — мусульманская кухня, моя самая любимая. Она похожа на китайскую, но с нюансами. Конечно, там не будет свинины, не будет алкоголя. Зато будет куча чеснока и имбиря, а еще специфические приправы, которые ты сам добавляешь из чашек. Мусульманская кухня в Китае, пожалуй, самая привычная для европейского человека.
Еще в Китае есть такая тема — по качеству, вкусу и разнообразию еды дешевые места не уступают дорогим. Если ты идешь в дешевое место, тебе там, возможно, будет гораздо вкуснее, чем в дорогом. Специфика кухни такая. Я ходил в одно семейное заведение, там работали муж-повар, его жена и сын лет 12 – 13. Мальчик уже отходил в начальную школу, обязательного общего образования там нет, так что он закончил учебу и работал с утра до вечера. И в этом заведении была такая вкусная лапша… Ты видишь, что они делают ее вручную, но она все идеально ровная, круглая. Ты понимаешь, что есть какой-то семейный секрет. У нас я такого не встречал даже близко.
Если говорить про экзотику, то на севере страны во всех супермаркетах продаются личинки майского жука — большие, жирные. Сначала я думал, что замороженные, но потом в какой-то момент понял, что они ползают. Даже могут по всему магазину расползтись. Стоят эти личинки недорого, а как их едят, я не знаю. Обычно китайцы покупают их домой, а вот в меню я никогда личинок не встречал. Ни в дорогих ресторанах, ни в дешевых.
На севере Китая любят пиво. В кафе первая бутылка стоит дороже, а все остальные — по 10 рублей. И если приходит компания из трех человек, то они просто берут ящик пива и пьют его. А так есть и русская водка, и виски, и корейская соджа — это что-то типа алкогольного сиропа. Из соджи делают коктейли и ее же в пиво добавляют, в результате оно становится фруктовым.
Еще есть такая тема — пищевой спирт в магазинах продается канистрами. Прямо пяти- или десятилитровыми бутылками. Можно купить пять литров рублей за 500 и сделать настойку. При этом я не видел пьяных, которые валялись бы на улицах. Хотя зимой там, конечно, сложно валяться, потому что холодно — все время минус 20 было, плюс-минус три градуса.
Про местные рынки могу сказать — даже если он недорогой, там будет огромное разнообразие всего, и все будет очень свежее. Даже если это яблоки, которые стоят два рубля за килограмм, это будут свежие яблоки. Чуть-чуть несвежее — и это уже не продается, а бесплатно раздается. И в этом смысле китайцы гораздо круче нас.
Что касается одежды, то брендовая одежда типа Nike, Adidas, Bershka, Zara в Чанчуне была дешевле, Uniqlo — рубль в рубль, но ассортимент больше и скидки интереснее. На католическое Рождество было много скидок, но я в то время как-то не про шопинг был. Хотя купил в Bershka хорошую футболку за 30 рублей и еще что-то.
Еще там есть брендовые вещи, которые стоят дороже, но ты можешь купить за 10 тысяч рублей толстовку, которая здесь будет стоить тысяч 40 – 50. Например, там будут вышиты перламутровые переливающиеся драконы, обвивающиеся вокруг каких-то зданий… И ты понимаешь, что никогда и ни на ком такую больше не увидишь, что это действительно шедевр, произведение искусства. Я вот жалею, что не купил такую. Просто думал, что поработаю подольше и успею купить, но не получилось.
Как китайцы развлекаются? Например, там есть огромное количество спа, это что-то типа общественных бань с массажем, кафешками и так далее. Это они очень любят. Кажется, спа даже во время антикоронавирусных ограничений закрылись позже всех.
Есть караоке, его китайцы тоже любят. Но это не как у нас, когда в зале 50 человек и все поют по очереди, это караоке-кабинки, для компаний.
Еще в Китае популярны автоматы для танцев — люди встают на специальную платформу и повторяют движения на экране. Я много раз видел, когда там развлекались, и это было очень захватывающе. Потому что я раньше не думал, что этим можно так профессионально заниматься.
Есть кинотеатры, в основном там показывают китайские фильмы. Иностранные фильмы пускают в местный прокат с большей вероятностью в том случае, если в сюжете есть положительный герой-китаец. Поэтому в марвеловских комиксах появились положительные герои-китайцы. Еще, когда я жил в Чанчуне, в кинотеатрах шел фильм про каникулы китайцев в России, вокруг него было много хайпа. Но я так и не ходил, правда. Наверное, его можно найти в интернете.
Да, в интернете есть «великий китайский файрвол», это как стена между Китаем и остальным миром. Это то, к чему Россия никогда не придет, к счастью, потому что у нас большая интеграция, куча серверов за границей, да и культура пользования интернетом другая. А с Китаем такая история — они практически не знают английский язык, а в мире мало кто знает китайский, поэтому интернет был естественным образом сегментирован. Соответственно, даже если ты пользуешься иностранным сайтом, который не запрещен как Google или YouTube, то загрузка будет происходить с очень маленькой скоростью. При этом местные сайты работают нормально. Если человек хочет посмотреть иностранный сайт, ему придется воспользоваться платным VPN. Годовая подписка примерно две тысячи рублей будет стоить.
В Чанчуне было всего 90 заболевших коронавирусом на 7,5 миллиона человек, когда я уезжал. По меркам Владимирской области, это — совсем ничего.
Поначалу я не придавал никакого значения этой теме, был уверен, что это просто новый штамм гриппа. Только когда мы отмечали Новый год и в компании говорили о странном заболевании, я подумал, что распространение COVID-19 может вырасти до масштабов эпидемии. Ну а потом знакомые соотечественники перед китайским новым годом массово уехали на Бали… и вернулись уже в карантин.
Ограничения в Чанчуне вводили очень медленно, по чуть-чуть. Вплоть до того, что каждый день закрывали по одному входу в каждый кондоминиум. А когда везде остался только один вход-выход, власти ввели пропуска на каждую квартиру. Они выглядели как бумажные карточки с печатью, по ним можно было выходить за территорию кондоминиума и входить, подтверждая, что ты здесь живешь. Как понимаю, задача была в том, чтобы люди выходили по одному, а не семьями.
Закрылись торговые центры, но тоже не целиком и сразу. Сначала закрылись отделы, но сами торговые центры еще неделю работали, то есть туда можно было зайти и пройтись. Почему так — я не знаю. Наверное, это какая китайская фишка, все делать дозировано. Но в конце концов закрылось вообще все.
А вот самый большой внутригородской парк закрывался только на два дня. Там люди привыкли гулять, вынужденно оказавшись без работы, и когда парк закрылся, все начали ходить по периметру, за ограждениями. Естественно, власти на это посмотрели и вновь его открыли. Потому что лучше гулять по парку соблюдая дистанцию, чем всем вместе ходить по кругу. В Китае местные власти вообще не боялись отменять ограничения, если понимали, что они не работают.
В феврале я понял, что финансы заканчиваются, работы до лета не будет точно, поэтому принял решение вернуться в Россию. Денег оставалось только на обратный билет и на какую-то небольшую покупку, типа макбука.
Хотя не все мои коллеги улетели из Китая. Там были люди, которые уже по пять лет работают, у них есть финансовая подушка, даже чтобы год просидеть там. У меня же так получилось, что я работал недолго, плюс достаточно много денег потратил на перевод документов, апостиль и прочее. Кроме того, я не знал, что такая фигня с коронавирусом будет, так что тратил деньги в январе дико — ездил только на такси, ходил в недешевые кафе…
С обратным билетом были сложности, рейсы либо отменялись, либо стоили дорого, по 50 тысяч. До сравнения — туда перелет с пересадкой мне обошелся в 13 тысяч. Но знакомые китайцы долго шаманили, гуглили и нашли вариант не сильно дороже. Правда, пришлось две недели подождать.
Я пробыл в Китае почти пять месяцев, это немного меньше, чем планировал изначально. У меня виза открыта до конца года, и чисто теоретически, если здесь все пойдет не очень и эпидемиологическая ситуация будет позволять, я рассматриваю вариант вернуться. Но сейчас это уже больше как «план на всякий случай».