Под Суздалем нашли потерянный в XIX веке могильник
В захоронениях обнаружили редкий для некрополей боевой топор-чекан
В Суздальском Ополье археологи нашли средневековый курганный могильник в Гнездилове. Причем это уже его вторая находка. Впервые могильник обнаружили в середине XIX века, но затем на месте курганов начались пахотные работы и объект «потеряли».
Теперь археологи смогут изучить находку и понять, за счет чего Суздаль стал одним из главных центров власти в этой части Руси, а также какая была культура и общество в Ростово-Суздальской земле в X – XI веках.
Исследованием займется Суздальская археологическая экспедиция Института археологии РАН и Государственного исторического музея. Деньги получены в качестве гранта от Российского научного фонда, сообщил директор Института археологии РАН Николай Макаров
«Работы в Гнездилове демонстрируют возможности современных технических средств, методов геофизики и ГИС-технологий для выявления археологических памятников, невидимых в современных ландшафтах и считающихся утраченными. Могильники, которые, как считалось ранее, были полностью раскопаны в середине XIX века, сохранили нетронутые погребения и перспективны для будущих исследований».
Первые раскопки в Суздале проходили в XIX веке под руководством основателя Московского археологического общества, графа Алексея Уварова. Тогда искали остатки княжеских дворов, но безрезультатно. Поэтому граф начал раскопки курганов на левом берегу реки Нерль.
В период с 1851 – 1854 годов экспедиция изучила 7757 курганных насыпей на территории Владимирской и Ярославской губерний. Раскопанные артефакты указали, что захоронения датируются X – XII веками.
Но наработки Уварова в дальнейшем раскритиковали археологи из-за плохой системы полевой документации, бумаги была забыты. И только в 80‑х годах прошлого века дневники обнаружили в отделе картографии ГИМ.
«Исследователи, обратившиеся к архиву Уварова, обнаружили, что в дневниках, которые велись на месте раскопок, есть описание погребальных комплексов, сведения о размерах насыпей, обряде погребения, положении погребального инвентаря, а на картах было отмечено топографическое положение курганов», — заявили в РАН.
Тогда же экспедиция Института археологии РАН и Владимиро-Суздальского музея-заповедника возобновила раскопки возле села Гнездилово. Но могильник найти так и не удалось.
Захоронения обнаружили лишь сейчас. Ученые сопоставили данные оставшиеся от экспедиций графа Уварова и привязали их к современным картам. С помощью магниторазведки и электроразведки на пахотном поле обнаружили аномалии. Раскопки показали, что часть могильника нетронута экспедицией Уварова, есть сохраненные и непотревоженные погребения.
«При археологическом обследовании на площадке могильника нашли пережженные кости и около 150 средневековых предметов из цветного металла и железа: целые и фрагментированные украшения, детали костюма и бытовые предметы,
помещавшиеся в погребения в X – XII веках как погребальный инвентарь. Многие предметы были оплавлены и деформированы огнем», — сообщили археологи.
В погребениях находились вещи умерших, а сами останки лежали головой на запад. В женских и детских захоронениях нашли височные кольца, стеклянные бусы, подвески из восточных и западноевропейских монет, перстни, а также керамический сосуд и железные ножи. Также в одном мужском погребении обнаружен боевой топор-чекан, что является редкостью в древнерусских некрополях.
В захоронения нашли необычные для Суздальского Ополья монеты: арабские дирхемы и западноевропейские денарии, также археологи обнаружили византийский милиарисий императора Иоанна Цимисхия (969 – 976 годы) и сасанидскую драхму Хосрова I (556 год).
«Чеканка монет сасанидскими правителями прекратилась после завоевания Персии арабами в 651 году, но часть монет оставалась в обращении и поступала на Русь в IX – X веке вместе с куфическим серебром. Для взвешивания монетного серебра использовались железные гирьки, обтянутые медью, и именно такие гирьки археологи нашли при исследовании территории некрополя».
Гнездиловский могильник – единственный в округе Суздаля, который свидетельствуют о резкой смене погребальной обрядности в XI веке — от языческих погребений по обряду кремации в период с начала X и до рубежа X – XI веков до погребальных обрядов по христианским обычаям. Но многое ученым и археологам еще предстоит проанализировать.