Общество

Какие права жителей Владимирской области нарушались в период борьбы с COVID-19

Омбудсмен Людмила Романова подготовила специальный доклад

Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова подготовила специальный доклад «Реализация прав граждан в период борьбы с коронавирусом с 27 марта по 15 июня 2020 года». В нем омбудсмен оценила ограничения, вводимые в регионе, а также рассказала о встречавшихся нарушениях.

С 17 марта по 1 июля 2020 года на уровне области издали около 100 нормативных правовых акта, связанных с мерами по борьбе с распространением COVID-19. В основном они носили прецедентный запретительный характер и были направлены на ограничение прав и свобод граждан. Романова обратила внимание на то, что в изданные документы неоднократно и спешно вносились изменения — имелись вопросы к правильности формулировок, они были непонятны населению. Это привело к тому, что граждане воспринимали многие указы в штыки и игнорировали их.

Много вопросов у жителей вызвало введение режима самоизоляции, когда покидать свои дома можно было только в нескольких случаях, а посещать работу — при наличие сначала справки от работодателя, а затем цифровых пропусков. Чтобы снизить градус недовольства, Романова предлагает законодательно закрепить понятие «самоизоляция», четко прописать пределы полномочий регионов и ответственность за его нарушение.

Какие права жителей Владимирской области нарушались в период борьбы с COVID-19
Фото – pexels.com

«Реализация пропускного режима на территории области показала несовершенство процесса и его недоступность для многих жителей Владимирской области, что привело к нарушению прав граждан. И если с получением бумажных справок особых проблем у жителей области не возникло, то с оформлением цифровых пропусков появилось множество вопросов.

В первую очередь, это коснулось самих формулировок текста постановления администрации Владимирской области от 28.04.2020 № 255, которым был введен режим цифровых пропусков. Некорректное применение терминов, двойственность юридических оборотов и пробелы правового регулирования создали риски для нарушения прав и свобод граждан, регулирующих вопросы выдачи и оформления документов на передвижение», — говорится в докладе.

В аппарате уполномоченного по правам человека создали горячую линию для жалоб населения. С 27 марта по 15 июня поступило 682 звонка, 92 обращения взяли в работу, остальные получили разъяснения. Права 42 человек восстановлены. Чаще всего помощь требовалась жителям старше 65 лет и инвалидам, безработным, молодым мамам и студентам. Большинство запросов — 401 — из Владимира.

Основные жалобы касались:

  • отсутствия масок и дезинфицирующих средств в аптеках;
  • порядка выхода из дома;
  • невозможности получить помощь узких медспециалистов, плановую помощь, послеоперационное наблюдение, а также сложности оформления посыльного листа для получения инвалидности и рецептов на лекарства;
  • получения информации о работе государственных организаций и различных служб (департаментов, пенсионного фонда, биржи труда, МФЦ, судебных приставов, нотариусов и так далее);
  • оформления больничного листа и получения различных услуг;
  • сложности с оформлением бумажных и электронных пропусков на передвижение в период самоизоляции, особенно цифровых, для пожилых и малоимущих граждан;
  • сложности с дистанционным обучением у детей, проблемы с организацией досуга несовершеннолетних;
  • получения социальной помощи пожилыми гражданами, проживающими в одиночестве;
  • увольнений, выхода на работу, выходных пособий.;
  • сложности с получением результатов компьютерной томографии, необходимость за свой счет проходить исследование;
  • длительности ожидания результатов тестов на коронавирус.
Какие права жителей Владимирской области нарушались в период борьбы с COVID-19

Во Владимирской области часто жаловались на недостаток медоборудования и мест в больницах. Нехватку кадров областная администрация признавала и до пандемии, но в этот период ситуация с профильными врачами (инфекционистами, реаниматологами, пульмонологами) обострилась.

Омбудсмен отметила, что с информированием населения у региональных властей была проблема — чиновники «выдавали очень скудную и узконаправленную информацию, что порождало еще больше вопросов и паники». Многие функции пришлось взять на себя местным СМИ, которые старались разъяснить указы губернатора и его заместителей, задавали вопросы, публиковали ответы, развенчивали фейки.

«Владимирские редакции с полной ответственностью и пониманием важности момента приняли этот вызов, став своеобразный информационным оператором: с одной стороны, они пытались информировать общество о действиях властей, с другой — пытались передать вопросы жителей властям», — пишет Людмила Романова.

В этот период отмечен рост интереса граждан ко всем видам региональных СМИ. Однако ресурсными возможностями журналистов власти так до конца и не использовали для донесения актуальных данных.

Владимирский уполномоченный по правам человека также указала на проблему с доступностью общественного транспорта в период пандемии из-за значительного сокращения рейсов.

Какие права жителей Владимирской области нарушались в период борьбы с COVID-19

Согласно докладу, несмотря на официальные данные регионального УМВД о снижении на 26% числа обращений на семейно-бытовое насилие, это не свидетельствует о реальном уменьшении таких случаев:

«Во-первых, в период самоизоляции имелись трудности с коммуникацией между гражданами и правоохранительными органами. Во-вторых, не все зарегистрированные сообщения о „семейно-бытовых“ правонарушениях могут быть учтены в статистических данных УМВД».

В период постепенного снятия антикоронавирусных ограничений жалоб от жителей Владимирской области не поступало. Поскольку эпидемиологическая ситуация в регионе в последний месяц обострилась, вводятся новые меры для предотвращения распространения COVID-19, что может стать причиной для звонков в аппарат омбудсмена.

Back to top button