Белый дом отчитался о снижении в 2019 году доли крайне нищих владимирцев
Власти помогают гражданам, чей доход находится ниже прожиточного минимума
В региональном департаменте труда и занятости заявили о снижении в период с 2015 по 2019 годы доли жителей области, чьи доходы находятся ниже уровня прожиточного минимума. При этом региональные чиновники пока не озвучили данные за 2020 год.
«В последние пять лет во Владимирской области наблюдается положительная тенденция снижения доли малообеспеченного населения: в 2015 году она составляла 14,7%, а в 2019 году − уже 12,5%», − говорится в сообщении пресс-службы Белого дома.
Помогать искоренению нищеты помогает региональная программа «Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума», разработанная во исполнении президентского указа «О национальных целях развития РФ до 2030 года». По этой программе в регионе получают финансовую поддержку семьи при рождении детей. В 2019 году 17 тысячам семей области помогли в общей сложности на 1,2 млрд рублей. Всего же семьи с детьми получили в этот год 2,7 млрд рублей помощи от государства.
В 2020 году на поддержку владимирских семей с детьми планируется потратить 4,8 млрд рублей. Кроме того, 40 тысяч семей региона получают жилищные субсидии на оплату ЖКХ в случае, если стоимость коммунальных услуг превышает 22% от совокупного дохода граждан.
Еще одной мерой поддержки является заключение социального контракта. Его получателями могут стать граждане, чей среднедушевой доход в семье не превышает 1,5 прожиточного минимума. Средства можно использовать для поиска работы, открытия своего дела, устранений последствий пожара, а также для устранения аварийных условий жилья.
Напомним, в третьем квартале 2020 года величина прожиточного минимума на душу населения составила 11 178 рублей. По сравнению с предыдущим кварталом эта сумма увеличилась на 85 рублей. Для пенсионеров «минимум» равен 9800 рублей. Пенсия каждого десятого неработающего пенсионера в нашем регионе ниже этой отметки. Такие граждане получают поддержку от государства.
По исследованию Росстатом субъективного уровня бедности, во Владимирской области действительно снижается доля граждан, которым не хватает денег даже на еду, а также доля тех, кому не хватает денег на оплату коммунальных услуг. В то же время, с 2019 по 2020 год с 48,5% до 53,5% увеличилось количество людей, которым хватает денег лишь на еду, оплату ЖКХ и одежду, но которые не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования.
Об этом же свидетельствуют исследования изменения покупательской способности владимирцев. Граждане приобретают больше дешевой еды (хлеб, макароны, картофель) и меньше дорогой, но полезной для здоровья (мяса, морепродуктов и рыбы). В структуре непродовольственных товаров за последний год расходы на одежду и обувь упали с 20,5% до 16,6%, а на покупку транспортных средств − с 20,5% до 4,3%.
Можно говорить о том, что во Владимирской области действительно снижается доля крайне бедных людей, но в то же время за счет снижения уровня жизни значительного количества людей с доходами, близкими к медианным, общая доля бедных людей растет.
Сообщение Белого дома в этом смысле похоже на высказывание главы Счетной палаты России Алексея Кудрина, заявившего в конце октября, что Россия давно решила проблему крайней нищеты. Это высказывание в YouTube-эфире «Эха Москвы» прокомментировала профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич:
«Давайте так, мы победили «африканскую нищету». Или какую-нибудь «индийскую нищету». Вас устроит такая формулировка? Ее у нас нет, это правда. У нас нищета другая. Физиологического голода нет, но у нас большая доля населения плохо питается (углеводами − картошкой и хлебом), второе − испытывает проблемы с покупкой одежды и обуви и уплатой услуг ЖКХ.
Вот таких, которым совсем на еду не хватает, по опросам Росстата о так называемой «субъективной бедности», меньше 1%. А тех, которым как-то на еду хватает, но не хватает на одежду, обувь и оплату ЖКХ − 15% почти. (Примечание ПроВладимира: Во Владимирской области таких 17,5%). Вот у нас такая нищета. Про крайнюю нищету [Алексей Кудрин] абсолютно корректно сказал. В международных методиках «крайняя нищета» — это отсутствия достаточного количества еды, доступа к воде, жилью. Такую мы, конечно, победили».