Как пользователям соцсетей избежать наказания за лайки и посты
Поговорили о действующем законодательстве с адвокатом Максимом Никоновым
Интернет — неотъемлемая часть жизни современного человека. Там он черпает информацию, находит развлечение и общение. В этом помогают социальные сети, где люди зачастую раскрывают о себе личные данные, обозначают свое мнение или отношение к тому или иному событию в стране и мире. Увы, именно это и может стать поводом для административного, а иногда и уголовного преследования.
За последние несколько лет россияне могли неоднократно слышать о возбуждении дел из-за постов, лайков и репостов в соцсетях. Иногда «виновники» привлекались к ответственности в силу жесткого законодательства. Такое происходило и во Владимирской области. Например, в январе 2018 года расследовалось уголовное дело по факту публикации владимирской активистки штаба Навального Виктории Лобовой. Она разместила во «ВКонтакте» репродукцию запрещенной картины Васи Ложкина «Великая прекрасная Россия» (авторское название «Шестая часть суши»). Позже Лобова получила трое суток административного ареста за пост с коллажем, на котором президент России одет в немецкую военную форму времен Второй мировой войны. А недавно пытались наказать школьника из Радужного за публикацию фотографии листовки в группе во «ВКонтакте».
ПроВладимир в материале «Как становятся „экстремистами“ за посты в соцсетях» уже объяснял, как работает механизм наказания по нескольким статьям. Но мы решили вернуться к теме и раскрыть ее шире с помощью владимирского адвоката Максима Никонова.
Почему пользователи соцсетей становятся фигурантами уголовных или административных дел?
«Обострение ситуации во Франции из-за карикатур на пророка Мухаммеда, армяно-азербайджанский конфликт, появление законопроекта об уголовной ответственности за распространение заведомо ложных сведений о действиях СССР во время Второй мировой войны — все это вызвало в социальных сетях волну комментариев и публикаций, которые не всегда могут быть безопасны для их авторов с точки зрения уголовного права или КоАП РФ.
Стать фигурантом уголовного или дела об административном правонарушении совсем не сложно. Подчас к ответственности привлекаются те, кто совершает что-то по незнанию, неосмотрительности или самонадеянности. Пользователи интернета часто просто не знают о „токсичности“ темы, возможной ответственности или о том, что материал из репоста включен в перечень экстремистских».
По каким статьям пользователей привлекают к ответственности?
«Есть ответственность за распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ). Текст, издание, аудиозапись или видеоролик признается экстремистским по решению суда. Список экстремистских материалов опубликован на сайте Министерства юстиции РФ и постоянно обновляется. На сегодняшний день в этом перечне более пяти тысяч материалов. Встречаются весьма загадочные наименования. Например, решениями Ахтубинского городского суда Астраханской области от 7 мая 2009 года запрещены материалы с такими наименованиями: „Текстовый документ ‚Путин‘, папка ‚Указы‘, папка ‚Заявление‘ CD‑R диск № 2“ и „Текстовый документ ‚109 Приговор‘, папка ‚Указы 1‘ CD‑R диск № 1“ [пункты 397 и 399 по состоянию на 5 ноября 2020 года].
Если пользователь сделал репост материала, даже не зная о его включении в этот перечень, он рискует быть привлеченным к ответственности. В отдельную статью (ст. 20.3 КоАП РФ) выделена ответственность за публикацию нацистской атрибутики или символики с целью пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.
Если человек распространяет в сети материалы, входящие в перечень экстремистских, или какие-либо другие подобные материалы с целью возбудить ненависть или вражду, а равно унизить достоинство человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе — он может быть привлечен к ответственности по статье 20.3.1 КоАП РФ. Например, Вязниковский городской суд в прошлом году признал виновным гражданина по данной статье и оштрафовал его на 10 тысяч рублей. Если в течение года после привлечения к административной ответственности человек совершает аналогичные действия — он привлекается уже к уголовной ответственности по статье 282 УК РФ.
В тех случаях, когда пользователь не просто оправдывает или обосновывает необходимость совершения противоправных действий, а прямо призывает к ним против кого-либо по признаку религиозной, расовой, национальной принадлежности или принадлежности к социальной группе, применяется статья 280 УК РФ. В марте 2020 года Фрунзенский районный суд Владимира за подобные призывы вынес приговор с наказанием один год и 10 месяцев лишения свободы условно.
Помимо дел „за лайки и репосты“ и „интернет-экстремизм“ активность в социальных сетях может привести к возбуждению дел и по другим статьям Уголовного кодекса или КоАП РФ».
За оскорбление должностного лица или представителя власти в интернете правда могут наказать?
«Да. Если вы опубликовали пост или комментарий, содержащий мат или иные оскорбительные выражения в адрес конкретного должностного лица в связи с исполняемыми им должностными обязанностями, и при этом можно четко понять, о ком идет речь, — есть риск получить не виртуальное, а вполне реальное уголовное дело по статье 319 УК РФ. Так, в соседней Ивановской области женщина была приговорена к уплате 14 тысяч рублей штрафа за то, что выругалась в социальной сети в адрес сотрудника ДПС.
С 2019 года действует отдельный блок норм, который ввел ответственность за неуважение к власти в целом. Чтобы привлекли к ответственности по частям 3 – 5 статьи 20.1 КоАП РФ нужно высказаться в неприличной форме не в отношении конкретного должностного лица, а в целом к органу, осуществляющему государственную власть, государственному символу или Конституции РФ. Например, в сентябре Кемеровский районный суд оштрафовал видеоблогера на 30 тысяч рублей за публикацию видеозаписи, в которой содержится негативная оценка Конституции.
Если же оскорбительный пост или комментарий опубликован в отношении простого гражданина — ответственность будет наступать по статье 5.61 КоАП РФ».
В чем разница между оскорблением и клеветой?
«Не нужно путать оскорбление и клевету (ст. 128.1 УК РФ). Для оскорбления важна именно неприличная форма выражения, а не содержание сообщения и его соответствие действительности. Клевета же состоит в умышленно искаженной, неправильной информации как о каком-либо событии, факте. Однако и здесь не все так просто, как кажется на первый взгляд. Во-первых, клевету как уголовно-наказуемое деяние может образовывать только конкретное фактичное высказывание, поскольку только фактичное высказывание можно в юридическом смысле проверить на соответствие действительности и тем самым проверить наличие одного из элементов состава клеветы — ложности сведений. Иными словами, распространяемые при клевете сведения должны в деталях характеризовать какой-либо конкретный факт или событие. Какие-либо общие фразы, ругательства и иные оценочные суждения нельзя подвергнуть юридической проверке на соответствие действительности. Во-вторых, клевета совершается только с прямым умыслом. В случае, если имеет место добросовестное заблуждение, состав клеветы отсутствует. В‑третьих, у публикации должна быть специальная цель — опорочить честь и достоинство другого лица или подорвать его репутацию. Размещение неких сведений сугубо в информационных целях (например, как некой нейтральной новости) не образует состав клеветы.
Штраф до 200 тысяч рублей или лишение свободы на срок до двух лет можно получить за распространение личной или семейной тайны (ч. 1 ст. 137 УК РФ). Закон запрещает распространять или собирать сведения о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну лица, без его согласия или распространение этих сведений в публично демонстрируемом произведении. К таким случаям относится, например, публикация в сети фотографий приватного характера».
Во Владимирской области часто возбуждают дела подобного характера?
«Говорить о частоте распространения дел, связанных с соцсетями, в конкретном регионе или о раскладке таких дел по регионам сложно, потому что нет внятной официальной статистики. Конечно, можно посмотреть базы судебной практики или публикации СМИ, но не всегда судебные акты публикуются, а дела попадают в фокус общественного внимания. В целом, много судебной практики по подобным делам в Москве и южных регионах, у нас таких случаев все-таки меньше».
Поможет ли использование фейкового имени или удаление страницы в соцсети избежать ответственности?
«Расследование уголовных дел, связанных с социальными сетями, возможно даже если в аккаунте использованы ложные данные об имени и фамилии. Установить личность владельца аккаунта помогает, как правило, администрация ресурса, которая хранит идентифицирующие сведения. Привлечь к ответственности можно и при удаленном аккаунте, если, например, содержание публикаций было заранее зафиксировано сотрудником правоохранительных органов.
В любом случае, не следует бояться, паниковать и искать у себя признаки паранойи только из-за того, что вы активно пользуетесь социальными сетями. Гораздо продуктивнее предпринять меры предосторожности — быть аккуратным в формулировках в чатах и пабликах, использовать настройки приватности, надежно паролить аккаунты, а также заранее договориться с адвокатом об оказании юридической помощи в случае необходимости».