Общество

В Доброграде открывают первые школу и детский сад: почему проект «МИР» − это событие для российской педагогики

ПроВладимир поговорил с создателями школы о концепции и философии нового учебного заведения

В сентябре во Владимирской области, в Доброграде − городе, построенном с нуля на частные инвестиции, начнет работу первая школа «МИР». Это частное учебное заведение, рассчитанное на 275 учащихся и более 35 педагогов. Школа будет следовать государственному стандарту образования, используя при этом нетипичные для государственных школ педагогические практики. Само здание организовано таким образом, чтобы педагоги могли проводить занятия в самых разных форматах: от индивидуальных уроков и проектной деятельности в небольших группах до лекций и театральных выступлений.

Создатели школы заложили формулу: «город строит школу, школа помогает городу развиваться». Уже сейчас в «МИР» пришло больше ста заявок от родителей. Для кого-то эта школа даже стала решающим фактором для переезда в новый город.

ПроВладимир поговорил с руководителем проекта школы и детского сада в Доброграде Натальей Бондаренко, а также с директором школы «МИР» Михаилом Черемных.

ПроВладимир: Доброград − уже значительного размера населенный пункт, и очевидно, что вопрос о том, строить или не строить школу, не стоял. Когда пришло понимание, что это будет частная школа?

Наталья Бондаренко: Потребность в школе возникла уже давно, а в 2020 году вопрос открытия школы стал приоритетным и экстренным. Нам было важно обеспечить высокую скорость строительства, а также возможность влиять на школу с точки зрения содержания и архитектуры. По этим причинам было решено открывать именно частное учебное заведение. Безусловно, можно было бы построить хорошую, спроектированную по инновационным методикам государственную школу, но это заняло бы больше времени, чем мы могли себе позволить.

В Доброграде открывают первые школу и детский сад: почему проект «МИР» − это событие для российской педагогики

Школа рассчитана на 275 ребят, по 25 детей в параллели, садик − на 100 малышей. Такой размер позволяет нам покрывать спрос внутри города, а также приглашать ребят из Коврова, Владимира и других близлежащих территорий. Каким именно окажется распределение между «доброградовскими» и остальными − пока не знаем.

ПроВладимир: Вы сказали про важность влиять на архитектурное решение. Что из себя представляет в этом смысле школа «МИР»?

Наталья Бондаренко: Учебное пространство сильно влияет на качество образования. Согласно исследованиям, правильно организованная образовательная инфраструктура сама по себе является независимым источником открытий и опыта, становится «третьим учителем». При создании проекта мы ориентировались как на лучшие мировые практики − сингапурские, британские, американские, так и на российский опыт.

Совместить этот подход и наши СанПиНы к образовательным учреждениям было самой сложной задачей при создании архитектурного проекта. Но нам это удалось. Школа получилась прозрачной, светлой, с широкими коридорами и многофункциональными пространствами. Она спроектирована таким образом, что в ней нет непросматриваемых углов, создающих потенциально опасные ситуации. Дизайн помещений разработан с учетом соразмерности пространств потребностям ребенка: здесь каждый cможет найти для себя комфортную зону.

В Доброграде открывают первые школу и детский сад: почему проект «МИР» − это событие для российской педагогики
Наталья Бондаренко

ПроВладимир: В школе также будет Центр дополнительного образования для детей и взрослых. Что это такое?

Наталья Бондаренко: Мы собираемся объяснять школьникам простую истину: они живут в мире, где учиться предстоит всю жизнь. Логично сделать так, чтобы взрослые могли учиться в одном пространстве с детьми, подавали последним положительный пример во время совместных занятий. По этой причине мы сделали школу открытой не только для ребят, но и для всех жителей города.

ПроВладимир: А как это будет сочетаться с безопасностью?

Наталья Бондаренко: У нас хорошая система видеонаблюдения, действует пропускной режим. Безопасность − это наш безусловный приоритет.

ПроВладимир: Следующий вопрос к директору. Михаил Петрович, как вы нашли эту школу, где вы работали раньше?

Михаил Черемных: Я родом из Ижевска. После вуза пошел в школу, работал учителем русского языка и литературы, заместителем директора по воспитательной работе, а в 1990 года возглавил один из первых в Удмуртии лицеев. Это не тот случай, когда в статус лицея переводили бывшую школу. Мы строили новое учебное заведение с нуля, положив в его концепцию и культуру самые передовые идеи того времени. Тридцать лет я был директором этой федеральной экспериментальной площадки. Но когда я получил предложение переехать в Доброград, почти сразу согласился.

В Доброграде открывают первые школу и детский сад: почему проект «МИР» − это событие для российской педагогики
Михаил Черемных

ПроВладимир: Что вам такое сказали, что вы согласились?

Михаил Черемных: Сам Доброград − очень интересный проект. До него последний новый город в России строился в 80‑х, если я не ошибаюсь. Попасть в этот удивительный город на старте − само по себе уже заманчиво и интересно. А возглавить первую школу первого города − это еще интереснее. До этого не было прецедента, чтобы город строил школу, и школа становилась центром, который помогает городу развиваться. Город идет к школе, школа − к городу. «МИР» − очень красивый, уникальный проект. Мне не пришлось долго размышлять.

ПроВладимир: Скольких учителей вы планируете привлечь?

Михаил Черемных: При максимальной нагрузке − около 40. Для нас важно найти не только учителей, но и других специалистов, которые, с нашей точки зрения, необходимы. Я говорю, например, о тьюторах. Хотя в России это пока в новинку, в мировой практике без них не обходится почти ни одно уважающее себя учебное заведение − ни школа, ни вуз.

В Доброграде открывают первые школу и детский сад: почему проект «МИР» − это событие для российской педагогики
Многофункциональное пространство

ПроВладимир: Кто такой тьютор?

Михаил Черемных: Это педагог, который помогает ребенку осознать свои жизненные цели и, основываясь на них, расставить приоритеты в образовании. Когда школьник понимает, чего хочет, он четко знает, куда ему двигаться в обучении: что изучить основательнее, а что не так важно, какие выбрать дополнительные предметы. 

Если ученик увлекается какой-то дисциплиной, которой нет в школе, этот специалист найдет способ изучать это направление − в Коврове, Владимире, дистанционно в Гарварде или Стэнфорде и так далее. Тьютор помогает ребенку составить собственную индивидуальную программу развития и сопровождает его в реализации этой программы.

ПроВладимир: Чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя?

Михаил Черемных: Хорошие классные руководители всю жизнь этим и занимались — но интуитивно, их никто этому не учил.

Наталья Бондаренко: Тьюторство эффективно работает в той среде, где у ребенка есть пространство для выбора. Чтобы эта работа приводила к реальным изменениям в образовательной траектории, должна присутствовать сама возможность эту траекторию корректировать. Если в школе нет вариативности, тьютор − бесполезная «бактерия» в коллективе. Но если дать ему «питательную среду», происходят чудеса − и со школой, и с каждым ее учеником.

ПроВладимир: В презентации школы говорится о том, что будет какая-то аналитическая база. Это электронные дневники или еще что-то?

Михаил Черемных: Мы подразумеваем, что каждый из сотрудников школы будет обладать достаточной цифровой грамотностью, чтобы использовать электронные ресурсы. В современном мире уже сложно представить педагога, который не понимает, что часть вещей − тот же дневник − нужно отдавать «цифре». Сейчас мы на этапе выбора хорошей образовательной платформы.

В Доброграде открывают первые школу и детский сад: почему проект «МИР» − это событие для российской педагогики
Компьютерный класс

Наталья Бондаренко: Перед нами стоит задача построения комплексного IT-сопровождения, и мы ее решаем вместе с учителями, а не внедряем «сверху». Мы стараемся создать платформу, которая отвечает запросам как педагогов, так и родителей.

ПроВладимир: Спрошу насчет содержания образовательной программы. Здесь, предполагаю, история будет как и со зданием школы. Нужно выполнять требования образовательных стандартов, с другой стороны, наверное, хотелось бы внедрять что-то свое.

Михаил Черемных: Действительно, наш подход к построению образовательной программы похож на подход к построению кампуса нашей школы. В России хороший образовательный стандарт, на который мы опираемся, как на фундамент. В школе «МИР», в отличие от большинства школ, у которых нет на это ресурсов, этот прогрессивный стандарт мы будем реализовывать в полной мере. 

С другой стороны, мы скрупулезно изучаем международный опыт и выбираем из него подходящие для нас практики. Какие-то элементы берем из программы международного бакалавриата, другие − заимствуем у финских коллег, еще какие-то − подсматриваем в Сингапуре. И, наконец, если говорить о дошкольниках и начальной школе, мы во многом опираемся на принципы признанной во всем мире реджио-педагогики, которая призывает давать детям выбор и следовать за их интересами. Наши стандарты позволяют инкорпорировать некоторые ее элементы в школьную программу.

В Доброграде открывают первые школу и детский сад: почему проект «МИР» − это событие для российской педагогики
Лаборатории

ПроВладимир: Уточню, а вы учите детей до 11 класса?

Михаил Черемных: Да, но в этом году не набираем девятый и одиннадцатый классы, потому что менять школу перед выпуском рискованно для учеников.

ПроВладимир: А каков интерес к школе? Насколько сама идея школы привлекает внимание и в Доброграде, и в Коврове без дополнительной рекламы?

Сложилась ситуация, которой мы не ждали: еще до старта рекламной компании и активного промо мы получили более 100 заявок на поступление. В основном, это родители детей, живущих в Доброграде и Коврове, меньшая часть − из Владимира. Мы видим немало людей, которые ради нашей школы рассматривают возможность переезда в Доброград из других регионов − Москвы, Санкт-Петербурга и даже Владивостока. При этом, мы отдаем приоритет жителям Доброграда, потому что школа строится, в первую очередь, для них. Интерес большой − школу долго ждали. И нас радует, что запросы приходят от родителей, которые совпадают с нами с точки зрения ценностей.

ПроВладимир: Как школа будет решать проблему специализации учеников? Это будет индивидуальная работа, классы с уклоном или у всей школы будет какой-то один наиболее сильный профиль?

Михаил Черемных: Идеологически мы хотим создать максимальные условия для персонального углубления. Чтобы ученик, который, к примеру, хочет стать физиком-теоретиком, выбрал к старшим классам физику, а тот, кто собирается поступать на журналистику, мог углубленно изучать русский и литературу, а также посещать факультатив по журналистике. Но мы понимаем, что ни одна школа в мире не сможет обеспечить учеников всеми возможными направлениями.

У нас есть приоритетные предметы − это языки, как минимум, английский, причем, на очень высоком уровне. Также мы будем делать ставку на информационные технологии. При этом мы не станем ограничиваться преподаванием предметов, а будем организовывать разные виды деятельности с использованием этих навыков.

В Доброграде открывают первые школу и детский сад: почему проект «МИР» − это событие для российской педагогики
Библиотека

Есть и эксклюзивные вещи, которые не встретишь в обычной школе: мы будем изучать теорию познания, учить ребят проектировать, конструировать, коммуницировать. Будем прививать им управленческие навыки − учить создавать команды. В начальной школе важным предметом, через который все пройдут, станет театр. С точки зрения навыков работы в команде сцена почти незаменима.

ПроВладимир: Как вы отбираете учителей? У них должна быть «категория не ниже…», дети-олимпиадники? Что должен показать учитель?

Михаил Черемных: Я могу назвать пять основных критериев. Во-первых, человек должен разделять ценности школы «МИР». Во-вторых, он должен быть ориентирован на ребенка, а не на свою программу или собственное спокойствие. Третье: он должен превосходно знать свой предмет и технологию преподавания. Четвертое: педагог должен быть мобильным и креативным. И пятое, последнее: он должен быть открыт и готов к развитию.

Наталья Бондаренко: У нас уже собрана сильная команда заместителей директора, а сейчас мы ведем активный набор педагогов со всей России. У нас жесткий конкурс и нет задачи набрать как можно быстрее − мы ищем лучших.

В Доброграде открывают первые школу и детский сад: почему проект «МИР» − это событие для российской педагогики
Интерактивные пространства

ПроВладимир: Сколько человек будет учиться в классе?

Михаил Черемных: Мы уходим от такого понятия, как класс. В параллели будет 25 человек. Образовательная модель подразумевает много разных форматов обучения. Это может быть лекция на пятьдесят человек. Может быть традиционная схема − 25 учеников сидят за партами, а учитель у доски. 

В одном классе могут одновременно работать два педагога, а класс может делиться на четыре группы, у каждой из которых свое задание. Ну, и конечно, учитель может работать с двумя детьми или проводить индивидуальные консультации во время самостоятельной работы учеников.

ПроВладимир: Тогда, какая будет часовая нагрузка на преподавателя?

Михаил Черемных: Чтобы не допустить выгорания, мы хотим ограничить недельную нагрузку педагога: так он сможет уделять больше времени подготовке, проверке заданий и повышению квалификации.

ПроВладимир: А если к вам придет учитель, у которого небольшой педагогический стаж, но, допустим, он эксперт в своей области и хотел бы преподавать. Или молодой человек сразу после педагогического университета. Такого человека возьмете?

В Доброграде открывают первые школу и детский сад: почему проект «МИР» − это событие для российской педагогики
Столовая

Михаил Черемных: Возьмем. Тех пяти критериев, которые я назвал, нам достаточно. Опыт приходит в процессе работы, главное, чтобы человек был готов к изменениям, разделял наши ценности и был настроен на детей.

ПроВладимир: В презентации школы большими буквами написано слово «открытость». Это слово имеет очень широкое толкование. Что вы имели в виду под ним?

Михаил Черемных: В этом понятии для нас заключено очень многое. Мы подразуеваем открытость педагога детям. Его открытость чужому опыту − когда он видит в коллегах партнеров, а не соперников. Открытость наших стен жителям города − у не будет «школы за забором» (безусловно, с учетом требований безопасности). Открытость школы всякому новому опыту. Если мы уже утвердили программу, но вдруг выясняется, что существует проверенная эффективная технология, которую мы не используем, мы ее возьмем. И еще пример: представьте, ученик хочет быть физиком-теоретиком с хорошим знанием английского языка, а у нас во всей Владимирской области нет преподавателя, который может это дать. 

Мы используем все доступные ресурсы, например, лекции профессоров Кембриджа и Гарварда, и засчитаем их ученику как часть образования. В этом смысле школа открыта мировому опыту. Школа «МИР» открыта миру.

Back to top button