Моноспектакль «Айседора. Рождённая у моря» по мотивам пьесы З. Сигалова «Три жизни Айседоры Дункан» и книги А. Дункан «Исповедь» режиссёра-постановщика Марии Большаковой, уже известной владимирскому зрителю по пластическому спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда», поражает своей эстетикой и красотой.
Форма спектакля была отчасти подсказана самой книгой Айседоры, получившей название «Исповедь».
Под шум моря, изредка «перебиваемый» звуками печатной машинки, будет вести свою «исповедь» невероятно прекрасная, порою сильная, а порою очень хрупкая и ранимая Айседора, роль которой исполняет Валерия Емельянова», – так я написал о спектакле после премьерного показа.
Как известно, любой спектакль — это живой организм, который живёт своей жизнью, меняется, становится сильнее и обретает мощь или же, напротив, что-то теряет и начинает проседать.
В случае с работой «Айседора. Рождённая у моря» случилось первое: с каждым новым показом спектакль словно обрастает плотью, жесты актрисы становятся более отточенными, движения ещё более естественными и органичными, а слова – убедительными.
Спектакль вошёл в репертуар нашего Владимирского академического театра драмы, и я бы рекомендовал посмотреть «Айседору» и тем, кто до сих пор ещё не видел этой работы, и тем, кто был на премьерных показах.
Я люблю возвращаться на те спектакли, которые мне понравились, и пересматривать их. В очередной раз посмотрев «Айседору», я поймал себя на мысли, что обращаю внимание на те нюансы, которые при первом просмотре прошли мимо меня.
И таких нюансов в этом спектакле очень и очень много.
Спектакль идёт на малой сцене, и у зрителя есть уникальная возможность видеть происходящее буквально на расстоянии вытянутой руки, внимательно рассматривать каждую деталь и ловить каждый брошенный жест. Мы ощущаем самую настоящую магию театра, когда обычная мужская шляпа вдруг в одно мгновение превращается в собеседника героини, ткань, собранная в руках актрисы, внезапно оборачивается младенцем, а занавески становятся неким фантомом из прошлого, о ком вспоминает бессмертная великая танцовщица.
История жизни Айседоры, которую кто-то, возможно, посчитает «женской», на мой взгляд, будет интересна не только прекрасной половине человечества. Здесь ярко и явно звучит проблема, которая была, есть и будет актуальной для любого человека, – проблема выбора.
Искусство или любовь? Покой или постоянный поиск? Дом или странствие? Остановка или путь?
Спектакль эмоционален. И те эмоции, которые испытывает актриса, буквально чувствуешь кожей. Мы видим Айседору разной: она предстаёт перед нами и маленькой девочкой, которая всего один раз видела собственного отца, и юной особой, решившей покорить весь мир и обрести славу, и отчаянной авантюристкой, которая заказывает в лучшей гостинице лучший номер, не имея в кармане ни гроша. Она то юная влюблённая девушка, которая готова конфликтовать со своим любовником из-за голубых занавесок, то страстно любящая женщина, способная на всё ради своего мужчины, подарившего ей настоящее счастье и дом, о котором она мечтала, то мать, видящая в своих детях продолжение и смысл жизни, то некая немного экзальтированная иностранка, приехавшая в советскую Россию создавать свою школу танца…
И это всё она. Хрупкая женщина, бросившая вызов обществу и оставившая своё звучное имя в веках.
Это всё она. Айседора, что «родилась у моря» …
Ощущение вечного поиска и вечных сомнений — вот что, пожалуй, можно назвать лейтмотивом спектакля.
Спектакль живёт. Становится мощнее по своему воздействию на зрителя.
Так приятно видеть его жизнь и воспринимать его в динамике. Страстно. Иногда дерзко. Проникновенно. Глубоко. Точно. И очень-очень красиво.
Валерия Емельянова смогла найти ту тонкую внутреннюю грань, которая позволила ей соединить слово, движение, жест и танец в невероятной органике. Создавалось такое ощущение, что одно «вытекало» из другого: иногда слова рождались из жеста, а иногда жест порождал слово, из движения рождался танец и танец вдруг превращался в движение.
Для искушённого зрителя будет интересным, например, то, что движения Айседоры похожи на «фантомные» и «мнимые» движения эллинок – древних гречанок, застывших в виде изображения на амфорах и древнегреческих вазах. Айседора, как и многие её современники, была увлечена Древней Грецией.
Мысль, идея, процесс. Щиколотка, ступня, кисть, запястье. И конечно, лицо. Так рождается движение, так рождается танец, а танец и есть жизнь. Пока мы живём – мы танцуем, слушая ритм своего сердца и ощущая музыку внутри себя. Босоногая и свободная, Айседора Валерии Емельяновой – женщина, страстно любящая жизнь. Она рассказывает историю своего детства и своей юности, периодически наполняя свой бокал игристым. В полупрозрачном греческом хитоне она чем-то напоминает Афродиту, «рождённую из пены морской». Айседора тоже была рождена очаровывать и соблазнять.
Спектакль-исповедь, спектакль-монолог, который представляет владимирскому зрителю Валерия Емельянова, полон ассоциаций и символов.
Так своеобразным символом мечты и стремлений станут голубые занавески. Этот образ родился в сознании Айседоры очень и очень давно, когда она была ещё совсем маленькой девочкой. И этот образ-символ она пронесёт через всю свою жизнь…
Не могу не сказать несколько слов и о сценографии спектакля «Айседора. Рождённая у моря». Всё здесь на своём месте, и всё создаёт этот удивительный и невероятно прекрасный мир грёз и порывов, мир вдохновения и любви. На сцене вещи, ставшие знаковыми: голубые занавески, печатная машинка, чемоданы, макет автомобиля, шляпки и наряды, танцевальные туфли и сапожки, швейная машинка и бутылка шампанского…
Из этих образов-символов и складывается необыкновенная судьба необыкновенной женщины, посвятившей себя искусству танца, женщины, которая мечтала любить и быть любимой. Мы присутствуем при рождении магии, видим, как сценический свет делает предметы немного иными, преображает их, рождая иллюзию реальности и одновременно какой-то мистической тайны… Каждый спектакль, безусловно, рождается благодаря команде единомышленников.
И рассказывая о спектакле «Айседора. Рождённая у моря», я не могу не сказать о художнике-постановщике Ирины Зайцевой, создавшей изумительные головные уборы, которые, на мой взгляд, можно назвать самыми настоящими шедеврами. Расшитые вручную, они уже сами по себе представляют художественную ценность. Они словно живут на сцене своей собственной жизнью и вступают в диалог с актрисой, играющей Айседору. Они не только помогают актрисе создать образ известной танцовщицы, но и отражают периоды жизни Айседоры.
За время спектакля актриса меняет свой образ несколько раз. В этом помогают костюмы-трансформеры: одним изящным движением руки греческая туника мгновенно превращается в вечерний наряд, а бархатное роскошное пальто становится элегантным дорожным макинтошем.
Если вы любите красоту и изящество, если вам нравятся бархат, шелка и вышивка, значит, вам обязательно понравится спектакль «Айседора. Рождённая у моря», потому что он отчасти про красоту и роскошь. Это – спектакль – превращение, спектакль – мистификация, спектакль о женщине, превратившей свою жизнь в объект искусства.
«Прошлое, настоящее и будущее похожи, вероятно, на бесконечно длинную дорогу. Мы не можем разглядеть, что там, впереди. Нам кажется, что будущее далеко, за горизонтом, а оно уже подстерегает нас», – говорит Айседора, и тотчас возникает какое-то гнетущее ощущение предопределённости и рока.
Жизнь великой Айседоры – ослепительные виражи, которые по факту нередко оказывались только лишь иллюзией счастья, но тем не менее именно они порождали приливы вдохновения. Она жила для того, чтобы танцевать, и танцевала для того, чтобы жить. Её жизнь была подобна полёту кометы. Её жизнь была настоящим головокружительным путешествием в непознанное и в неизведанное…
Спектакль подходит к концу. Звучат финальные слова Айседоры:
«Вы спрашиваете, какой период моей жизни я считаю наиболее счастливым? Запишите, господа журналисты: Россия. Только Россия. Мои три года в России со всеми их страданиями стоили всего остального в моей жизни… Нет ничего невозможного в этой великой стране…».
Конец. Гаснет свет. Голубые занавески колышутся на ветру… Слышится шум моря…
Аплодисменты.
Спектакль «Рождённая у моря» вы сможете посмотреть на малой сцене нашего драматического театра уже совсем скоро, а именно 3 октября. Подарите себе интересный и хороший вечер.