Задачи, риски и вызовы врио губернатора Владимирской области Александра Авдеева
Попытка аналитического осмысления и прогноза
Владимир Сипягин, предшественник Александра Авдеева на посту главы региона, умудрился закончить свою губернаторскую пятилетку за три года, оставив при этом регион в довольно сложном, а местами даже в бедственном положении. Кроме необходимости разгребать сипягинское «наследство», перед Александром Авдеевым стоят и новые, отнюдь не лёгкие задачи, обусловленные, в том числе, грядущими переменами в сфере государственного управления регионами. Настоящий текст – попытка осмыслить и озвучить весь комплекс проблем, задач и вызовов, которые в течение следующих 11 месяцев будут стоять перед новым временно исполняющим обязанности главы Владимирской области.
Региональное госуправление и административная реформа
Последние пару лет административным реформированием Белого Дома занимался вице-губернатор Боцан-Харченко. В результате весь процесс больше напоминал довольно сумбурную и хаотичную смену табличек под прикрытием так называемого «разделения на блоки». Уже 27 сентября, после внесения сенатором Клишасом и депутатом Госдумы Крашенинниковым законопроекта «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», стало понятно, что админреформа Боцан-Харченко была направлена совершенно не в том направлении, в котором строит свои планы по переустройству регионов федеральный центр. «На колу мочало, начинай сначала», – могла бы прокомментировать эту ситуацию позапрошлый руководитель региона Светлана Орлова.
Фактически, новый закон от известной группы законодателей призван продолжить перестройку российской госмашины, которая началась в прошлом году с изменения Конституции страны. Это тот самый транзит власти, о котором без устали говорят политические аналитики всех мастей и размеров. Только транзит этот происходит не от Владимира Путина к его преемнику, а от Путина к системе власти, которая соподчинена сверху донизу, от главы государства до местных депутатов и директоров МУПов. Многие эксперты довольно справедливо называют эту перестройку переворотом – Россия окончательно перестаёт быть федеративным государством и окончательно приобретает черты государства унитарного. И обеспечение этой процедуры во Владимирской области теперь целиком и полностью лежит на Александре Авдееве.
По задумке авторов законопроекта его действие должно начаться в середине следующего города. Получается, к выборам в сентябре Авдеев должен уже не просто начать реформу, а окончательно преобразовать администрацию региона в Правительство Владимирской области.
О том, кто будет председателем регионального правительства, в законе напрямую не указывается. Глава региона волен или лично возглавить высший исполнительный орган области, или же назначить на этот пост любого другого человека. Второе видится более соответствующим ситуации – в случае назначения на этот пост представителя местной элиты такой шаг поможет снять некоторое напряжение из-за «варяжности» Авдеева. Кроме того, такой подход явно находится в гармонии с самим духом новой перестройки российского государства, согласно которому глава региона – это всегда наместник, рука Москвы, а председатель регионального правительства – крепкий хозяйственник с глубоким пониманием региональной проблематики.
Законопроект Клишаса-Крашенинникова, помимо прочего, сильно меняет статус региональных парламентов и их депутатов. Помимо уже упомянутой смены структуры комитетов, предусмотрено, что все региональные депутаты отныне становятся госслужащими. Вне зависимости от того, работают они на постоянной основе или на освобождённой, теперь они будут замещать государственные должности субъекта РФ – по аналогии с депутатами Госдумы и мундепами. Это означает, что, во-первых, депутата станет гораздо проще освободить от должности (уволить), а во-вторых, что им будет запрещено заниматься бизнесом, владеть зарубежными финансовыми инструментами и так далее – всё по аналогии с федеральными законодателями. Это делает мандат регионального депутата куда менее заветным и удобным, чем сегодня. Преимуществ такой мандат даёт куда меньше, чем федеральный, а количество проблем создаёт почти такое же. В текущем созыве довольно много народных избранников владеют собственным, порой довольно крупным бизнесом, и прятать его в трасты и офшоры, а тем более отказываться от него, они, скорее всего, не станут. Массовая сдача мандатов и довыборы на год-два – сценарий откровенно плохой, грозящий политическим кризисом на уровне региона. И здесь важная задача Александра Авдеева состоит в том, чтобы убедить сопартийцев и, в первую очередь, Владимира Киселёва распустить законодательное собрание в следующем году с тем, чтобы провести новые выборы депутатов одновременно с губернаторскими.
Кадровая политика
Соподчиненность системы госуправления сверху донизу требует полного совпадения структур отдельных ее узлов. Все они (комитеты Госдумы, департаменты и министерства региональных правительств, комитеты региональных парламентов и даже отчасти местные администрации) теперь будут повторять структуру Федерального правительства РФ. Более того, на должность, к примеру, главы регионального Минздрава, невозможно будет назначить человека без согласования с Минздравом федеральным и без консультаций с профильным комитетом регионального парламента.
Такое положение вещей отчасти осложняет кадровую политику в регионе, но отчасти и упрощает ее, снимая часть ответственности с региональных властей. Часть, но не всю ответственность. И задача Авдеева здесь, оглядываясь на печальный опыт предшественников, соблюсти баланс между местными и варягами, между лояльностью и эффективностью. Именно эффективность и отсутствие криминально-коррупционного флёра должны стать главными критериями при отборе кандидатов на замещение госдолжностей и иных руководящих позиций в регионе.
Кроме того, я не удивлюсь, если накануне выборов регион накроет волна ротации руководящего звена силовых органов – МВД, Прокуратуры, Следственного Комитета и ФСБ. Антикоррупционный контроль в регионе должен быть выведен на качественно новый уровень.
Медицина и социальная сфера
Проблемы в сфере здравоохранения региона начались не с приходом эпидемии коронавируса и даже не со скандала вокруг струнинской больницы. Эти проблемы преследуют область уже много лет: коррупционные скандалы, недостаточное материально-техническое обеспечение, кадровая чехарда, отток специалистов в более благополучные регионы, отсутствие собственной базы подготовки медицинских кадров и многое, многое другое. Понятно, что с одного удара разрубить этот узел проблем не под силу ни одному губернатору. Однако, если разбить проблемы на группы и каждую из групп подчинить отдельной, специально созданной проектной команде, застрявшая телега владимирской медицины может сдвинуться с мёртвой точки.
Представляется, что хорошей точкой сборки нового медицинского регионального кластера может стать создание работающей информационной системы, только не такой, какими были несколько предыдущих, а по-настоящему качественной и функциональной. Возможно, стоит посмотреть на успешные практики внедрения и работы таких систем в других регионах.
Экономика и региональное хозяйство
Нормальных (настоящих) инвестиций и инвесторов регион не видел уже много лет. Николай Виноградов под занавес своих полномочий стал осторожничать и один за другим упускал крупных инвесторов, которые уходили в другие регионы. В том числе и в Калужскую область, где тогда трудился Александр Авдеев.
Светлана Орлова больше запомнилась словесными интервенциями на тему привлечения инвесторов и проведением пышных «инвестиционных» форумов, которые создавали головную боль на утро у некоторых участников, но никак не меняли инвестполе области. Привлекались ею в область и крайне сомнительные компании и персоны, которые громко объявлялись «стратегическими инвесторами», получали огромные преференции, площадки, мощности, а на поверку оказывали десятки раз обанкроченными отверточными мастерскими. Вспомните хотя бы пресловутый «Волгабас».
Активность Владимира Сипягина в плане привлечения инвестиций в регион в первый год губернаторства была крайне эпизодической и сопровождалась скандалами. С приходом коронавируса эта активность окончательно сошла на нет, впрочем, как и любая другая.
Авдееву предстоит переломить негативный тренд и привести в регион новых инвесторов. Именно с этим связаны главные ожидания экспертов от его прихода в кресло главы региона. При этом крайне важно, чтобы инвесторы не были мусорными ни в прямом, ни в переносном смысле. Владимирская область обладает куда большим потенциалом, чем простая подмосковная свалка, тем более что жители региона огромное внимание в последнее десятилетие уделяют вопросам экологической безопасности. Развитие производства, перерабатывающей промышленности, химико-биологического кластера, использование логистических преимуществ нашей территории – вот основные направления, где привлеченные инвестиции способны стать мощным драйвером развития экономики Владимирской области.
Анализируя деятельность Владимира Сипягина, многие отмечали чрезмерную пассивность его команды в вопросе привлечения средств федерального бюджета. Не подавались заявки на многие конкурсы и программы, в том числе и в рамках нацпроектов. Крайне слабая работа велась и по привлечению государственных инфраструктурных кредитов – всего два таких кредита получили заявки по Александрову и Доброграду (и то, получению этих выгодных средств способствовала, скорее, не работа Сипягина, а факт его ухода с должности). В этом направлении команде нового губернатора также предстоит большая работа. Здесь недостаточно будет просто включить лоббистские возможности, предоставленные ему федеральным центром – необходимо еще очень качественно прорабатывать идеи, документацию, а также следить за эффективностью расходования полученных средств, иначе инвестиции превратятся для области в неподъёмные долги.
Стоит обратить пристальное внимание на областное хозяйство. Конкретно, на примере нескольких предприятий: «ДСУ‑3» (вместе с переданным ему ЕРИЦ) и «Владимиртеплогаз». Оба этих гиганта, находящихся в областной собственности, прошлая управленческая команда региона всеми силами готовила к продаже, хотя иногда складывалось ощущение, что к банкротству. Необходимо провести детальный аудит этих предприятий, а также остальной собственности региона, и понять, что для области будет выгоднее – оздоровить и оживить областные компании, или же избавиться от проблемных, а зачастую и непрофильных активов.
Политика
Александр Авдеев – единоросс. Это не плохо, и не хорошо, это факт. С каждым годом партия власти приобретает все более устойчивый антирейтинг у избирателя: сказывается усталость от одного и того же лейбла, одних и тех же лиц, как на региональном, так и на федеральном уровне, одних и тех же обещаний. Предстоящие выборы, особенно если они будут соединены во времени с выборами депутатов регионального парламента, не станут лёгкой прогулкой для врио главы региона и его команды. Для того, чтобы полностью контролировать всю ситуацию, включая риски, Авдееву необходимо управлять не только регионом, но и партией. Это печальная новость для нынешнего главного единоросса Владимира Киселёва, которому придётся покинуть свой партийный пост. Хотя, если соединить отставку с его переводом в СовФед, это поможет ему проще смириться с меняющимися обстоятельствами. Александру Авдееву всего 46 лет, а это значит, что для него будет комфортнее работать с однопартийцами своего поколения или даже чуть моложе. Вероятнее всего, на ближайших конференция ЕР мы увидим значительное омоложение руководящего состава регионального отделения.
Итого
Александру Авдееву предстоят крайне трудные, но интересные 11 месяцев. Впрочем, как и всем нам. Нацеленность на эффективность, открытость, работу с обратной связью, несомненно, будут помогать ему и его команде. А вот интриги, подсиживания, сведение счетов, если таковые будут вновь присутствовать в региональной политике, смогут помешать настолько, что полностью разрушат перспективу избрания Авдеева осенью 2022 года.