В Белом доме рассказали, как поддерживают бизнес в условиях антиковидных ограничений
Среди финансовых мер поддержки особенно востребованы микрозаймы
Второй год подряд пандемия коронавируса вызывает тревогу у предпринимательского сообщества Владимирской области. В 2021‑м ситуация даже осложнилась из-за ужесточения антиковидных мер – руководство предприятий определенных сфер деятельности обязали до 13 декабря привить не менее 80% сотрудников (невакцинированных без медотвода придется отстранить от работы), а с 15 декабря в регионе планируется ввести QR-коды, что может негативно сказаться на посещаемости заведений общепита, фитнес-центров, парикмахерских и так далее. Предприниматели даже составили петицию в адрес губернатора, попросив отказаться от этой идеи.
В декабре 2020-го ПроВладимир опубликовал материал о статистике и прогнозах для малого и среднего бизнеса. Спустя год мы поинтересовались у представителей обладминистрации, ответственных за развитие предпринимательства, как обстоят дела сегодня и какие меры поддержки оказываются МСП.
На территории Владимирской области сегодня зарегистрировано 49 233 субъекта малого и среднего предпринимательства, в числе которых 15 751 – юрлица и 33 482 – ИП. Согласно публикации «Российской газеты» за декабрь 2020-го, год назад число субъектов МСП составляло 49 784, среди них юрлиц – 16 499, индивидуальных предпринимателей – 33 285.
На предприятиях малого и среднего бизнеса и у индивидуальных предпринимателей занято 164,8 тысячи работников (в прошлом году – 187,4 тысячи). При этом значительно увеличилось число зарегистрированных в качестве самозанятых: в 2020‑м их было 4260, а сейчас – более 19 тысяч.
Эти данные по просьбе ПроВладимира прокомментировал директор областного департамента предпринимательства Сергей Сидорин:
«Легализация самозанятости, то есть введение налога на профессиональный доход, значительно отразилась на структуре малого бизнеса. Предпринимателям для осуществления деятельности теперь не обязательно регистрировать юридическое лицо или становиться индивидуальными предпринимателями. Удобство этого режима показывает то, что ежемесячно новыми плательщиками этого налога становятся около полутора тысяч человек. На 1 ноября 2021 года во Владимирской области было зарегистрировано 17,8 тысячи таких плательщиков, на 1 декабря – 19,3 тысячи человек. Поэтому формальное число субъектов МСП теперь не может объективно характеризовать состояние малого бизнеса.
Более объективным показателем является занятость в малом бизнесе, в котором учитываются как работающие на предприятиях и у индивидуальных предпринимателей, сами индивидуальные предприниматели, так и физические лица, плательщики налога на профессиональный доход. По официальным данным Минэкономразвития России, численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, на 1 июня 2021 года (более поздние данные пока отсутствуют) составляет по Владимирской области 209,4 тысячи человек. Это больше аналогичного периода 2020 года на 3,4% или на 6,9 тысячи человек».
Что касается оборота малых и средних предприятий, то формирование данных осуществляется раз в квартал. За шесть месяцев 2021-го этот показатель составил 133,3 миллиарда рублей, рост по сравнению с аналогичным периодом 2020-го – 26%. Свежая статистика будет представлена к концу года.
За девять месяцев текущего года по специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет области поступило 4,1 миллиарда рублей, что на 28% больше, чем в 2020‑м.
О мерах поддержки малых и средних предпринимателей врио первого замгубернатора Александр Ремига рассказал на «Владимирском инвестиционном конгрессе», проходившем в Суздале с 9 по 11 ноября. В частности, он сообщил, что в 2021 году Гарантийный фонд области оказал поддержку 84 субъектам МСП – сумма договоров поручительства превысила 930 миллионов рублей, в бизнес привлечено более 1,9 миллиарда рублей инвестиций.
Фонд ВладимирЛизинг заключил 29 договоров с субъектами МСП по поставке оборудования в лизинг на льготных условиях на сумму 143,4 миллиона рублей. Предусмотрена возможность отсрочки платежей по микрозаймам, лизингу и гарантиям на срок до полугода. Центр «Мой бизнес» провел 5696 консультаций и оказал 2131 комплексную услугу субъектам МСП. 27 социальных предпринимателей получили гранты на общую сумму 11,5 миллиона рублей.
Отдельно Александр Ремига рассказал о налоговых льготах, которые в условиях пандемии имеют особое значение для малого и среднего бизнеса. В частности, не повышались размеры потенциально возможного годового дохода ИП, что с учетом введенных на федеральном уровне льгот по уплате ПСН позволило фактически уменьшить сумму уплачиваемого предпринимателями налога.
На текущий год на 75% был снижен годовой доход для исчисления ПСН для общепита, а сумма дохода для детских развлекательных центров установлена в размере 100 рублей. Также на 2021‑й были снижены до 1% ставки по УСН для предпринимателей, облагающих доходы. Бизнесу с налоговой базой «доходы минус расходы» – до 5% для деятельности гостиниц, заведений общепита, кинотеатров, театров, музеев и прочих объектов культуры. Кроме того, в два раза снижена арендная плата в отношении государственного имущества на период действия режима повышенной готовности.
По словам врио первого вице-губернатора, общая сумма выпадающих доходов бюджета области при применении указанных мер составит в 2021 году более 80 миллионов рублей. Ремига подчеркнул, что обладминистрация поддерживает не только действующий бизнес:
«Для тех, кто делает первые шаги в малом или среднем бизнесе, реализуется целый комплекс мер поддержки: предоставляются налоговые льготы или гарантии по кредитам, льготные микрозаймы, реализуются бесплатные образовательные программы, которые позволяют обучиться основам бизнеса, центр «Мой бизнес» консультирует по всем актуальным вопросам, которые могут возникнуть при регистрации бизнеса».
Как отмечает директор департамента предпринимательства Сергей Сидорин, у бизнес-сообщества региона востребованы все меры поддержки, предусмотренные программой «Развитие малого и среднего предпринимательства во Владимирской области»: финансовые, имущественные, информационно-консультационные и образовательные услуги.
«Среди финансовых мер поддержки особенно востребованы микрозаймы, которые предоставляются как действующим предпринимателям, так и начинающим и самозанятым гражданам. В текущем году из областного бюджета выделены бюджетные ассигнования на предоставление микрозаймов по продукту «Антикризисный» в целях поддержки МСП в условиях ограничений. Предоставлено 23 микрозайма на сумму 40 миллионов рублей по продукту «Антикризисный» на пополнение оборотных средств, приобретение основных средств, рефинансирование основного долга в кредитных учреждениях. Ввиду высокой востребованности, из бюджета области дополнительно направлено 30 миллионов рублей на предоставление антикризисных микрозаймов. Всего за 2021 год выдано 172 микрозайма на сумму 384,1 тысячи рублей».
Год назад экс-директор департамента предпринимательства Виктория Кулыгина рассказывала ПроВладимиру, что эпидситуация не только ставит барьеры для МСП, но и открывает новые ниши для их деятельности (производство масок, доставка готовых блюд, интернет-торговля и так далее). В таком же позитивном ключе высказался и нынешний директор департамента Сергей Сидорин:
«По официальным статистическим данным, оборот малых (без микро) предприятий за девять месяцев 2021 года, по сравнению с девятью месяцами 2020 года, в действующих ценах вырос на 26,5%. В том числе оборот предприятий обрабатывающих производств – на 31%, транспорта – на 30%, гостиниц и предприятий общественного питания – на 25%, оптовой и розничной торговли – на 17%.
Что касается развития доставки готовых блюд и интернет-торговли, то за прошедший пандемийный год эти виды деятельности получили большое развитие. В области открылось множество пунктов выдачи заказов интернет-магазинов («ОЗОН», Wildberries, «Яндекс.Маркет» и другие), в сетевых магазинах установлены постаматы. Доставку продуктов питания можно заказать онлайн через интернет. У большинства ресторанов и кафе появились службы доставки готовых блюд».
В Белом доме добавили, что готовы расширять направления господдержки МСП с учетом востребованности и заинтересованности в них бизнес-сообщества.