«Голосуя за Конституцию, никто не голосовал за ликвидацию поселений». Евгений Рычков раскритиковал муниципальную реформу
Спорный законопроект вызвал острые разногласия даже внутри «Единой России»
10 февраля в региональном филиале РАНХиГС прошло обсуждение грядущей муниципальной реформы с участием практически только членов «Единой России». Несмотря на общий вектор поддержки нового порядка публичной власти в стране, отдельные представители партии власти выступили с резкой критикой проекта закона. Среди них оказался глава округа Муром, руководитель Совета муниципальных образований Владимирской области Евгений Рычков.
Предполагается, что российский парламент примет изменения в середине марта. По ним муниципальная власть будет включена в систему публичной власти, губернаторы получат право увольнять мэров городов. Предусмотрен порядок, когда и назначать глав муниципалитетов будет депутатский корпус из двух предложенных губернатором кандидатур. Новая реформа поспособствует дальнейшему финансовому перераспределению в пользу федерального и регионального центров, существенно сузив реальные полномочия и финансовые возможности на местном уровне. Также законопроект предусматривает укрупнение муниципальных образований и ликвидацию местной власти в небольших населенных пунктах.
По словам Евгения Рычкова, нельзя говорить о том, что закон принимается, чтобы привести действующие нормы в соответствие с обновленной Конституцией. Для этого было бы достаточно изменить пару пунктов в действующем уже 20 лет федеральном законе «О местном самоуправлении» (№ 131-ФЗ). Люди не голосовали за кардинальное изменение государственного устройства во время принятия поправок в Конституцию:
«[Мы] понимаем прекрасно, что голосуя за Конституцию, никто не голосовал за ликвидацию поселений или за изменение порядка назначения глав. Этого просто не было, не обсуждалось, равно как и перераспределение полномочий тоже не являлось и не является предметом изменения Конституции. Поэтому давайте отделим одно от другого».
Евгений Рычков также заметил, что нигде в законопроекте четко не прописаны цели его принятия. Без этой информации сложно содержательно обсуждать документ.
Кроме того, в новой редакции говорится, что глава муниципалитета не может одновременно исполнять полномочия депутата этого же муниципалитета. Применение данной нормы потребует значительных кадровых перестановок, так как сейчас по закону во многих муниципалитетах главой как раз-таки является председатель Совета народных депутатов.
По законопроекту муниципалитеты получат 27 полномочий, при этом в 22 случаях это будут формальные функции типа «повышения профессионального уровня кадров». Большинство существующих полномочий, вероятно, упразднят. Это приведет к увольнению муниципальных специалистов. В случае если окажется, что работу уволенных чиновников все-таки кому-то нужно выполнять, власть встанет перед проблемой вновь найти кадры.
Евгений Рычков усомнился в целесообразности дальнейшего сращивания муниципальных глав с вертикалью власти:
«В условиях, когда половина бюджета − дотации в той или иной форме, если вы их не получите, вы должны штраф заплатить. О какой самостоятельности мы говорим по факту? Все главы муниципальных образований без всякого законопроекта давно понимают, что такое вертикаль власти и следуют ей».
Глава Мурома отметил, что в сложившейся ситуации даже возврат к советской системе управления с «горкомами» и «исполкомами» будет выглядеть адекватнее «заигрывания» с населением в виде формального существования местного самоуправления.
«По большому счету в рамках [аналога советской системы] мы сейчас и живем, давно уже живем. Только с этими очень сложными юридическими конструкциями, которые призваны заигрывать с кем-то. Зачем? Главам было бы проще, если бы на территории они отвечали за все, что сейчас происходит, за исключением народного суда, прокуратуры, полиции и ФСБ».
Евгений Рычков предположил, что после расформирования местного самоуправления в небольших населенных пунктах граждане фактически останутся без власти «в шаговой доступности». Это среди прочего негативно скажется на грядущей президентской кампании 2024 года.
«У нас раньше было две беды в России − дураки и дороги. К сожалению, сегодня [уже] три беды: дураки, дороги и реформы. Я боюсь, что этой реформой мы поставим страну с ног на уши. И уместно ли это делать именно сейчас − у меня очень большой вопрос».
Ранее за реформу публично высказался врио губернатора Александр Авдеев. Он заявил, что нововведения наоборот позволят людям не разбираться, к какой именно ветви власти им стоит обращаться для решения проблем:
«Задача – обсудить оптимальную структуру, чтобы было соответствие административных, финансовых прав и возможностей, чтобы дать людям возможность быть всегда на связи с властью, не различая, какой это уровень полномочий. Вот в этом задача».
Обсуждение муниципальной реформы также проходило на расширенном заседании комитета регионального Законодательного собрания. На нем с жесткой критикой реформы выступили представители КПРФ и депутат Сергей Казаков.
Предполагается, что после принятия закон начнет действовать с 1 января 2023 года, а затем в течение пяти лет будет проходить трансформация власти. Такой срок связан с тем, что избранные органы власти менять не будут, но после окончания срока их полномочий новую публичную власть будут назначать уже иным способом.