Глава облздрава Артем Осипов объяснил отсутствие ряда лекарств для детей-инвалидов международными проблемами России
Перебоев с выделением средств на льготные медикаменты во Владимирской области нет
Пять лекарств из списка жизненно необходимых Владимирская область не может закупить из-за того, что их нет в России, и поставки в ближайшее время не ожидаются, сообщил на брифинге и.о. главы облздрава Артем Осипов. Еще по ряду наименований возмущение родителей вызвал тот факт, что вместо качественных импортных медикаментов маленьким пациентам назначают почти неработающие отечественные аналоги. В департаменте здравоохранения на это отвечают, что все препараты прошли государственную регистрацию и соответствуют стандартам безопасности.
«На текущую дату: заявка, которая формировалась летом на ближайшие шесть месяцев, выторговалась на 100% почти как по объему, так и по позициям, кроме пяти позиций в дефектуре. Закупить их не представляется возможным − препарат отсутствует в стране и поставки не планируются.
Это актуально в связи с ситуацией на международной арене. Мы все больше и больше будем зависеть от лекарств, которые поставляются в нашу страну», − рассказал глава облздрава.
В середине февраля несколько родителей детей-инвалидов записали открытое обращение к федеральным чиновникам с просьбой решить проблему лекарственного обеспечения. Кроме перебоев с поставкой льготных лекарств, родители перечислили замену медикаментов на неэффективные, а также отмену местными врачами рекомендованных федеральными клиниками лекарств с последующей заменой на более дешевые аналоги. Обращение взял на контроль глава Следкома РФ Александр Бастрыкин. Депутат регионального парламента Иван Алтухов призвал отправить действующего директора департамента здравоохранения Артема Осипова в отставку.
Сегодня, 22 февраля, в здании областной администрации прошел брифинг Артема Осипова, где чиновник последовательно отвечал на претензии родительниц. По словам главного медика региона, в последний год во Владимирской области ситуация с обеспечением лекарствами выровнялась с критической до удовлетворительной. Отдельные проблемы остаются до сих пор, но они уже не носят системный характер. Артем Осипов предложил создать для мамочек детей-инвалидов специальный чат в Telegram, где будут находиться и специалисты. Также будет создан телефон, по которому работник облздрава оперативно включится в решение конкретных проблем.
Сам Артем Осипов отметил, что одной из проблем владимирской медицины является частая сменяемость руководства под давлением внешних сил и с «злоупотреблением правом». Человек, который только включается в решение непростых вопросов, «уже должен уходить».
«Я прошу со своей стороны мам детей-инвалидов держать с нами обратную связь через те каналы, которые мы создадим. Я – детский врач, реаниматолог, Ольга Николаевна [Клюева] – 15 лет на страже здравоохранения. Опыт и компетенции в Росздравнадзоре начинают сейчас работать в другом ключе, но на благо жителей Владимирской области. Проблема есть. Сказать, что она не решается в 2022 году, я не могу. По всем вопросам мы открыты. У нас есть официальные часы работы. Кроме того, можно всегда обратиться в департамент и в день, когда проблема возникла.
Деньги на лекарства
В последние два года на закупку льготных лекарств областная администрация тратит больше 1,4 миллиарда рублей, причем в 2022‑м финансирование выросло на 40 миллионов. Артем Осипов считает, что эти «сухие цифры» являются признаком того, что власти уделают вопросу достаточное внимание, а это внимание только увеличивается. «С каждым годом идет рост обязательств перед льготниками», − произнес глава облздрава.
Заметим, что в абсолютном выражении рост финансирования не дотянул до 3% при общей инфляции в минувшем году в 8,6% и росте цен на лекарства – от 4,8 до 16%. Наиболее значительно подорожали иностранные медикаменты.
Количество выписанных рецептов
В 2021 году врачи выписали 37 тысяч льготных рецептов, а в 2022‑м − уже 45 тысяч, рассказал Артем Осипов:
«Об экономии регионального бюджета [на льготных лекарствах] в 2022 году речи нет. Объем финансирования только увеличен. А рост рецептов − на восемь тысяч».
Если в прошлом году на конец февраля во Владимирской области смогли расторговать катастрофическим малое количество лекарств (и по объему, и по наименованиям) – до 1%, то в 2022‑м ситуация обратная − уже расторговано 90% препаратов, а из оставшейся части значительная доля находится в процессе повторных торгов.
Артем Осипов отметил, что незначительная доля препаратов расторгована не будет по независящим от медиков причинам, но врачи смогут изменить схему лечения и выбрать другой доступный препарат с аналогичным действием.
Российские аналоги
Среди претензий родителей детей-инвалидов звучала и такая: ребенку назначили иностранный препарат, но в недавнем времени его заменили на менее эффективный отечественный. Мама ребенка назвала конкретное лекарство.
Артем Осипов пояснил, что действительно на момент назначения препарат был единственным запатентованным в России, но в последние два года появились его российские аналоги. Подобную мысль озвучила и замдиректора облздрава по лекарственному обеспечению Ольга Клюева:
«Все лекарства на территории РФ получают государственную регистрацию и проходят экспертизу качества и безопасности. Ко всем препаратам государство предъявляет одни и те же требования. <…>
У нас в стране действует утвержденная указом президента стратегия безопасности, которая предполагает расширение производства препаратов на территории России. Сегодня данный препарат имеется в выборе не только иностранного, но и отечественного производства».
Из слов чиновников выходило, что гражданин России не имеет права самостоятельно выбирать лекарство из предложенных аналогов и не имеет возможности сомневаться в качестве отечественного импортозамещения.
Владимирские врачи отменяют выданные федеральными клиниками предписания по лечению
Артем Осипов признал, что местные доктора меняют предписания, выданные экспертами из федеральных клиник. Российское законодательство предполагает, что лечение пациенту утверждают по его месту жительства. Для этого есть врачебные комиссии и медицинские консилиумы.
В состав врачебной комисси входит главврач или его заместитель − это, по словам Артема Осипова, грамотные специалисты. Частные или федеральные клиники часто выписывают конкретные торговые наименования препаратов, но по закону они не имеют права рекомендовать конкретных производителей, так что рекомендации подобного рода служат лишь примером схемы лечения. Врачебная комиссия проверяет, соответствует ли рекомендация законодательству о льготном лекарственном обеспечении, а затем «осуществляет контроль за принятием решения» по лечению больного.
Артем Осипов отметил, что в нашем регионе не развита система консилиумов, когда выбор способа лечения пациента делают несколько специалистов коллегиально. Глава облздрава анонсировал появление таких консилиумов в крупных владимирских больницах и поликлиниках.