Владимирцам рассказали о схемах кибермошенничества
Телефонные мошенничества составляют треть от всех преступлений в регионе
По данным статистики, за последние шесть лет во Владимирской области уровень киберпреступности вырос в 16 раз. По состоянию на март 2022 года каждое третье регистрируемое преступление было связано с телефонным мошенничеством. Правонарушитель лично не контактирует с жертвой, он пользуется анонимными электронными инструментами для вывода похищенных средств, отследить его крайне непросто. Росту преступлений способствует как сложная их раскрываемость, так и информационная неграмотность жертв.
В региональном отделении Центробанка рассказали о наиболее часто встречающихся видов мошенничества.
Предложение проверить данные счета на предмет утечки
Мошенники предлагают клиенту банка проверить, нет ли данных его карты в руках третьих лиц. Человеку присылают ссылку на сайт, где нужно ввести данные карты «для проверки». После заполнения формы сведения карты действительно оказываются «в руках третьих лиц».
В Банке России уточняют, что официальных сайтов для проверки «утечек банковских сведений» не существует, все подобные ресурсы сомнительные или мошеннические.
Сообщение о дефиците наличных рублей и валюты
Мошенники сообщают о дефиците наличных и предлагают перевести деньги с карты или своего банковского счета на некий счет, с которого впоследствии «человек сможет беспрепятственно снять средства». После перевода денег мошенник беспрепятственно снимает средства жертвы.
Предложение перевести деньги на «специальный счет Центрального банка»
Злоумышленники убеждают жертву в том, что ее счет пытаются взломать, а для сохранности денег их нужно перевести на безопасный счет Центробанка. В Банке России уточняют, что организация не работает с частными клиентами, не ведет счета и не производит с ними никаких операций. Слово «Центробанк» в разговоре с неизвестным автоматически будет означать, что вам звонят мошенники.
Оформление кредита
Злоумышленник рассказывает, что на счет предполагаемой жертвы пытаются оформить кредит. При этом мошенники могут представляться как сотрудниками службы безопасности банка, так и работниками полиции.
«Для предотвращения его незаконного оформления, они предлагают в тайне открыть «встречный» кредит на ту же сумму, так как проводится секретная операция по вычислению жулика из числа сотрудников банка. Эта сложная схема обмана встречается и во Владимирской области, поэтому жителям региона нужно быть бдительными и знать, что подобный способ оформления кредита могут предложить только мошенники», − сообщают в пресс-службе реготделения Центробанка.
Мошенники пытаются сыграть на страхе человека за сохранность средств, представляются людьми, обличенными властью и авторитетом. Злоумышленники часто сообщают, что действия по переводу средств нужно совершить немедленно. Такое поведение злоумышленников направлено на то, чтобы не дать человеку рационально проанализировать ситуацию:
«Злоумышленники стараются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они запугивают, торопят и оказывают давление или, напротив, заинтриговывают внезапной выгодой. Знания о том, как противодействовать мошенникам, помогут людям в нужную минуту принять правильное решение», − рассказал замуправляющего реготделением Банка России Александр Хлысталов.
Если же человек стал жертвой мошенников, то необходимо немедленно заблокировать банковскую карту, написать заявление о несогласии с операцией в течение суток после получения сообщения о списании средств и обратиться с заявлением о хищении денег в полицию.